ВОПРОСЫ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО

© С.Н.Касаткина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2001 г.

1. В Доктрине образования (1999 г.) главный акцент делается на социализацию образования, гражданское воспитание подрастающего поколения. В этом плане несомненный интерес представляет антропокосмическая концепция воспитания, построенная К.Э.Циолковским, в которой рассматривается проблема воспитания человека не только гражданином своего Отечества, не утратившим национальные корни, но и гражданином Вселенной, несущим нравственную ответственность за преобразование окружающего мира.

2. Созданные педагогом-космистом социально-педагогические проекты, учебные планы и программы были ориентированы на воспитание гражданина, способного создать как на «...Земле, так и в масштабах Вселенной идеальный общественный строй», в котором каждый человек станет свободным и счастливым.

3. К.Э. Циолковский представлял школу будущего «человеческим общежитием», школой гражданского воспитания, где вопросы социализации личности решаются «теоретически и практически» через соответствующую систему наук, включающую «социологию, человековедение», участие в «социологических опытах», где уделяется большое внимание воспитанию «...полезных своему отечеству и всему человечеству граждан», способных стать истинными хозяевами Земли и Космоса.

Эти идеи К.Э. Циолковского находят широкий отклик в мире. Так, в документах ЮНЕСКО «Образование для XXI века» отмечается, что решение таких острых проблем современности, как интенсивное освоение космоса, феномен глобализации, вопросы экологии и другие во многом зависят от образования и воспитания. Подчеркивается, что воспитание в первую очередь должно быть направлено на то, чтобы «...постепенно стать гражданином мира, научиться организованно жить вместе в планетарной деревне». В этом плане и сегодня несомненный интерес представляют взгляды великого ученого и педагога.