АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА МОДЕЛИРОВАНИЯ И УЧЕТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ЭКИПАЖА И ТОПЛИВА РОССИЙСКОГО СЕГМЕНТА МЕЖДУНАРОДНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА МОДЕЛИРОВАНИЯ И УЧЕТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ЭКИПАЖА И ТОПЛИВА РОССИЙСКОГО СЕГМЕНТА МЕЖДУНАРОДНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ

© Д.Н.Рулев, В.Н.Пантелеймонов, С.В.Гусев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Проблемы ракетной и космической техники"
2002 г.

В работе описывается автоматизированная система моделирования и учета использования ресурсов рабочего времени экипажа и топлива международной космической станции (МКС). Использование системы охватывает стадии стратегического и тактического планирования и стадию реализации (выполнения) программы полета МКС. Примененный при разработке данной системы подход опирается на использование опыта, полученного в течение выполнения первых экспедиций на МКС, а также опыта, накопленного в процессе длительной эксплуатации российской орбитальной станции «Мир». Задача автоматизированного планирования и учета ресурсов рабочего времени экипажа и топлива МКС важна не только для обеспечения их эффективного использования, но и для оценки размеров вкладов сторон и контроля выполнения взаимных обязательств стран-участниц проекта МКС. Основными задачами, стоящими перед подсистемой моделирования и учета использования ресурса рабочего времени экипажа, являются: моделирование распределения времени экипажа МКС на стадии планирования полета; учет фактического использования времени экипажа в полете; составление отчетов (по планируемому и фактическому использованию времени экипажа МКС). Основными задачами, стоящими перед подсистемой моделирования и учета использования ресурса топлива, являются: моделирование расхода рабочего тела при выполнении различных динамических операций (построение и поддержание необходимой ориентации, коррекция орбиты, операции по стыковке/расстыковке и т. д.); моделирование циклограмм расхода и доставки топлива при планировании полета; учет фактического расхода топлива в полете; составление отчетов. В работе представлены описание и структура системы, схема использования данных, описан выбор инструментальной среды разработки системы, приведены примеры использования.