ЭСТЕТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К ОСНОВАМ КОСМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы ГМИК им. К. Э. Циолковского)

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К ОСНОВАМ КОСМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы ГМИК им. К. Э. Циолковского)

© А.Н.Константинова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2002 г.

Технические музеи, как и музеи любого профиля, создаются прежде всего для взрослых экскурсантов. Но воспринять весь комплекс музейных ценностей, в полном объеме и многопланово (т. е. с позиций познавательных, образовательных, эстетических) может только подготовленный человек, способный подняться над потребительским отношением к ценностям. Таким человек станет, если его будут готовить к этому с раннего детства. Поэтому одним из кардинальных направлений в деятельности Государственного музея истории космонавтики (ГМИК) им. К.Э. Циолковского является музейная педагогика, предполагающая комплекс мероприятий по приобщению детей разновозрастных групп к тому кругу знаний, который может им предоставить первый в мире космический музей.

За 35 лет существования музея вот уже более 14 лет в его залах ведется не просто работа с детьми, а специальная работа с детской аудиторией. Накопленный опыт позволяет сформулировать некоторые принципы этой работы. Кроме принципа посильности, который предполагает отбор материала в соответствии с психофизическими возможностями детей каждой возрастной группы, и принципа научности, который учитывает интеллектуальные возможности усвоения детьми определенного объема материала, необходимо выделить учёт эстетического фактора. Это связано с конкретно-образным мышлением детей. В докладе рассматриваются формы работы, с помощью которых реализуется учет эстетического фактора: работа на экспозиции, на выставке, в зале планетария, на выезде. Эти формы работы опираются не только на научные ценности музея — натурные экспонаты, но и на его художественные ценности — иллюстративный материал, предметы изобразительного искусства, которые и являются эстетическим компонентом в процессе приобщения к основам космических знаний. Художественные ценности используются с целью выстраивания на экспозиции комплекса тематических и обзорных экскурсий, как наглядная часть лекционной работы вне стен музея, в создании художественно-тематических композиций и развлекательно-познавательных программ на базе уникальной аппаратуры планетария.