ФАКТОР ПЛОТНОСТИ ПРИ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАКЕТНОГО ТОПЛИВА

© А.А.Бахмутов, И.А.Клепиков, В.Т.Буканов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Проблемы ракетной и космической техники"
2002 г.

Эффективности топлива издавна уделялось серьёзное внимание пионеров ракетостроения. Метод её оценки, разработанный В. П. Глушко в начале 30-х годов, был опубликован в 1935 г. в книге Г. Э. Лангемака и В. П. Глушко «Ракеты, их устройство и применение», в 1936 г. — в издании академии имени Н. Е. Жуковского по курсу лекций «Жидкое топливо для реактивных двигателей», в 1955 г. — в монографии В. П. Глушко «Источники энергии и их использование в реактивных двигателях» и в 1977 г. — в избранных трудах академика В. П. Глушко «Путь в ракетной технике». Метод используется при предварительной оценке или при выборе новых ракетных топлив. Их эффективность определяется вычислением конечной скорости ракеты или массы полезного груза для заданной конечной скорости с учётом из параметров топлива только удельного импульса и плотности. Таким образом, последняя предопределяет выбор топлив наравне с удельным импульсом уже при первоначальном их отборе. Между тем практика ракетостроения не подтверждает такой сопоставимости характеристик. Суть в том, что плотность в механике не является характеристикой движения тел переменной массы и вообще материальной точки. Поэтому, в частности, плотность топлива не может существенно определять движение ракеты. Осмысление в связи с этим механизма проявления плотности приводит к выводу о значительно меньшем её влиянии на эффективность топлива, чем это отражено в восприятии большинства специалистов отрасли и определено в применяемом методе её оценки. В порядке развития последнего разработана альтернативная математическая модель для более достоверной оценки эффективности ракетных топлив.