ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЗАРУБЕЖНЫХ РЫНКОВ В ПРИОБРЕТЕНИИ РОССИЙСКОЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

© В.В.Балашов, А.В.Смирнов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2002 г.

Разработана методика оценки возможностей изучаемой страны в проектировании, производстве или приобретении современной гражданской авиационной техники (АТ). Рассматриваются факторы, определяющие потребности страны в АТ: глобальные факторы, характеризующие положение страны в мировом сообществе, и локальные факторы, определяющие особенности страны, в частности — численность групп населения, способных оплачивать авиаперелет из собственных средств. Исследуются показатели экономического развития страны: динамика изменения валового внутреннего продукта, структура экспорта и импорта, объем прямых иностранных инвестиций, членство в ВТО и связанные с ним ограничения в государственной поддержке экономики. Анализируются состояние и перспективы развития авиационной промышленности (АП): степень приоритетности АП в экономике страны, соответствие основных фондов оборудования требованиям современных технологий, загруженность производственной базы. Рассматривается состояние научно-технической базы: научно-исследовательские центры и институты, экспериментальная база, авиационные ВУЗы. Определяются возможности страны в полномасштабной разработке современной АТ и конкурентноспособность авиационной отрасли на мировом рынке.

Изучается авиатранспортная система (АТС) страны как основная система, формирующая потребности в гражданской АТ: современная структура и тенденции развития сети аэропортов и сети внутренних и международных авиалиний. В качестве основного источника информации о характеристиках АТС и предельных показателях пассажирских авиаперевозок используется расписание полетов авиакомпаний страны. Анализируются состав и динамика изменения парка воздушных судов (ВС) авиакомпаний страны, в частности — наличие ВС российского производства. Рассматриваются базовые варианты удовлетворения потребностей страны в АТ: создание новой АТ собственного производства, модернизация существующей АТ, закупка современной АТ за рубежом.

Представленная методика использована для анализа авиационного ранка Китая, рассматриваемого в качестве одного из наиболее перспективных партнеров в приобретении российской авиационной техники и научно-технической продукции авиационной отрасли России.