ИСТОРИЯ НАУКИ В МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ

ИСТОРИЯ НАУКИ В МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ

© Ю.А.Дробышев, И.В.Дробышева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2002 г.

Настоящее время характеризуется усилением внимания к гуманитарному потенциалу математического образования. Это связано с тенденцией мирового образовательного процесса, способствующего приобщению учеников к духовной культуре, развитию их творческой деятельности, самостоятельным открытиям новых знаний. Одним из условий эффективного решения этой проблемы является использование историко-научного материла при обучении математике, который может обеспечить органическую связь между миром науки и миром человека. Знакомство с историей развития той или иной научной математической идеи особенно важно потому, что только история показывает нам, какие огромные трудности приходилось преодолевать человеку при разработке новых научных вопросов в области математики.

Реализация этого положения возможна лишь при соответствующей подготовке учителя. Авторы разработали программу подготовки будущих учителей к осуществлению обучения учащихся математике на основе принципа историзма, основная цель которой — в формировании у будущего учителя знаний и умений по совершенствованию учебного процесса с историко-математических позиций.

Проблема создания такой системы подготовки включает в себя решение следующих основных задач:

1) выявление целей подготовки будущего учителя к реализации принципа историзма;

2) раскрытие содержания подготовки, т. е. определение математических теорий, понятий, фактов, которые необходимо рассматривать со студентами с исторических позиций, выявление различных методических подходов к изучению этого математического содержания;

3) определение структуры подготовки;

4) отбор и конструирование методов, форм и средств обучения, адекватных поставленным целям подготовки.

Программа способствует более осознанному усвоению учащимися курса математики, именно к этому стремился К. Э. Циолковский, который тоже когда-то преподавал математику.