К. Э. ЦИОЛКОВСКИЙ И Д. Д. БУРЛЮК: ИСТОРИЯ ПЕРЕПИСКИ

© Л.П.Майорова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2002 г.

21 июля исполняется 120 лет со дня рождения Давида Давидовича Бурлюка (1882-1967), «поэта, художника, лектора, отца российского футуризма». К сожалению, имя этого талантливого человека мало знакомо современному читателю.

С детских лет у Бурлюка проявились способности к живописи. Он обучался в Казанском и Одесском художественных училищах, в Мюнхенской академии художеств и в мастерской Ф. Кормана в Париже, в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества. С 1897 г. начал писать стихи, печатать которые стал с 1899 г. В период 1910-1917 гг. он непременный участник многих коллективных сборников футуристов. После событий октября 1917 г. Бурлюк некоторое время живет в Сибири и во Владивостоке, в августе 1920 г. уезжает в Японию, а в 1922 г. в Америку, где и прошли последние 45 лет его жизни. В Америке он продолжал заниматься литературным творчеством, живописью, графикой, знакомил американских читателей с произведениями российских писателей, рассказывал о них, помещал в издаваемом сборнике обширную подборку стихов российских поэтов, в т.ч. В. Маяковского, В. Брюсова, И. Сельвинского, М. Светлова, Ф. Сологуба, С. Городецкого, И. Поступальского и др.

Находясь вдали от Родины, он часто не понимал многого из того, что там происходит, но внимательно следил за событиями в далекой от Америки России.

Огромный интерес у Бурлюка вызывала жизнь и деятельность основоположника теоретической космонавтики К.Э. Циолковского.

Источниковую базу исследования составили архивные документы и материалы, хранящиеся в Архиве Российской Академии Наук, Российском Государственном архиве литературы и искусства, Российской Государственной библиотеке, Государственном музее истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, воспоминания родственников и современников ученого и поэта, публикации в периодических изданиях.

Проанализированные источники позволили:

1. Проследить историю переписки, уточнить её временные рамки (не п. 1 сентября 1929 г. – 30 мая 1934 г.). Сохранившиеся десять писем Д. Д. Бурлюка и два письма К.Э. Циолковского — образцы эпистолярного жанра, содержащие определенные сведения о характере взаимоотношений ученого и поэта. Теплые, искренние отношения сохранялись в течение всего периода их знакомства. Вызывали восхищение поэта труды ученого, он был исполнен благодарности за получение «преинтереснейших книг», некоторые из которых он читал «запоем». С огромным вниманием, «по советским газетам» следил за изданием Циолковским новых трудов, началом работ по созданию его дирижабля. Искренне радовался «творческим достижениям» ученого, восхищался «разносторонностью областей знания» великого калужанина.

Константин Эдуардович благодарил своего «американского корреспондента» за «газетные и журнальные вырезки», «любезные письма, отзывы и газетные статьи», обращался с просьбой прислать «воздухоплавательные технические и астрономические журналы СШАмер [ики] или хоть одного Нью-Йорка», передавал привет «Вашей супруге и деткам». Он использовал фрагменты присланных газетных статей и письма при издании своих трудов. В юбилейном для обоих 1932 г. они обменялись поздравлениями.

2. Реконструировать состав и объем материалов, которыми обменивались поэт и ученый. К. Э. Циолковский неоднократно посылал своему американскому корреспонденту научные труды (не менее 15 наименований по различной тематике), а также периодические издания и литературу, содержащую сведения о своей жизни и деятельности, фотографии. Д. Д. Бурлюк регулярно присылал ученому материалы газетных и журнальных публикаций «всех отзвуков касающихся современного научного знания», «популярные технические журналы», литературно-художественные сборники и книги, фотоальбом «Нью-Йорк», свои рисунки, фотоснимки.

3. Определить значение деятельности Д. Д. Бурлюка по распространению в американской периодической печати сведений о жизни и научной деятельности К.Э. Циолковского.