К ВОПРОСУ О КОНЦЕПЦИИ АТОМА-ДУХА К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

К ВОПРОСУ О КОНЦЕПЦИИ АТОМА-ДУХА К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© В.И.Алексеева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2002 г.

Многие исследователи обращали внимание на характерную особенность того варианта панпсихизма, который был разработан К. Э. Циолковским — концепцию атома-духа. Говоря об имманентных свойствах атома, учёный использовал целый терминологический ряд (атом, атом-дух, дух, существо, первобытное существо, первобытный дух, «я»). В докладе проанализированы различные оценки этой концепции, сделанные многими учёными за пятидесятилетний период, а также на основании естественнонаучных источников второй половины XIX века предложено материалистическое толкование этого понятия.

Начало сравнительному анализу истории атомистических учений и атомистики Циолковского положил Н. К. Гаврюшин. В дальнейшем сложились различные тенденции в оценке атомистической теории Циолковского, и спектр этих оценок оказался достаточно велик. Эволюцию взглядов на содержание этого понятия и соответственно на характеристики субстанции находили В. А. Брюханов и А. Е. Ферсман. В качестве основания материалистического монизма атом рассматривали Б. С. Клементьев, К. Х. Хайруллин, В. И. Вишев, А. А. Шаронова, И. А. Дудкина, Т. В. Бернюкевич. Ряд авторов изыскивал духовную составляющую в концепции атома. Как дуалистическое, антиномичное мировоззроение Циолковского рассматривали В. А. Брюханов, В. В. Казютинский, В. В. Лыткин. Использование термина «я» дало повод провести параллель между атомом и личностью (И. А. Кольченко, К. К. Платонов). Многочисленные противоречивые определения самого учёного, высвечивающие то одну, то другую сторону его учения, в действительности дали повод для проведения параллелей с пантеистическим панпсихизмом, эзотеризмом, дуализмом.

В докладе показано синонимическое значение всех терминов. Исходной посылкой для такого вывода стали особенности развития физиологии и психологической науки в Европе и России во второй половине 19 века. Общеизвестно, что в период становления Циолковского – учёного он присоединился к позиции крупнейших естествоиспытателей материалистического толка и российских революционных демократов, пропагандировавших новые открытия в этих областях. Наиболее представительными течениями в психологии были психофизический монизм (материалистического и идеалистического толка), психофизический параллелизм, психологический энергетизм. Шла острая борьба между старой идеалистической психологией, представлявшейся многим абстрактной метафизикой, и материалистической психологией, находившейся в процессе становления и укреплявшей свои позиции в связи с новейшими открытиями в области физиологии. На основе текстологического анализа показана прямая связь терминологии Циолковского (использование им терминов «дух» и «душа») и традиции Н. Г. Чернышевского («Антропологический принцип в философии»), И. М. Сеченова («Рефлексы головного мозга»), Т. Пидерита («Мозг и дух. Очерк физиологической психологии») и других философов и учёных того периода. В докладе сделан вывод о том, что представления Циолковского о субстанции, носившие материалистический характер, стали онтологическим основанием материалистической теории бессмертия.