НОВЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО В БОРОВСКЕ

© В.В.Бубликов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2002 г.

Систематического поиска и изучения документов, связанных с педагогической деятельностью Циолковского в Государственном архиве Калужской области (ГАКО) не проводилось. Имеющиеся известные документы выявлялись бессистемно с целью подготовки той или иной работы. Ряд документов, неизвестных ранее исследователям, находился в делах, которые, как казалось, не имели отношения к Циолковскому, или попадали в дела, не имеющие отношения к сути документа.

Автор этой работы поставил цель системно изучить дела, которые даже косвенно могут быть как-то связаны с учебной деятельностью Циолковского. На данном этапе исследовались документы, относящиеся к боровскому периоду жизни ученого, хранящиеся в 165 фонде. Результатом такой работы стало обнаружение ряда неизвестных ранее документов. О двух из них говорилось в опубликованных тезисах докладов XXXVI Научных чтений К.Э. Циолковского.

Данная работа посвящена еще одному документу, ранее не известному исследователям. Это докладная записка Циолковского, выполненная собственноручно и адресованная директору народных училищ Калужской области. Автор докладной записки просит ходатайствовать перед попечителем Московского учебного округа о назначении его на должность учителя чистописания, черчения и рисования или на должность делопроизводителя от Министерства народного просвещения при Боровском уездном училище сверх основной должности преподавателя арифметики и геометрии. Документ датирован 15 сентября 1890 г. В конце документа проставлен автограф К.Э. Циолковского (ГАКО, Ф.165, Оп.2, Д.1547, л.20).

Основная причина решения Циолковского взять на себя дополнительную работу — содержание многочисленной семьи и необходимость изыскания финансовых средств для научной работы. Ранее, до написания докладной записки, Циолковский некоторое время уже преподавал чистописание, черчение и рисование, а чуть позже даты написания письма — историю и географию, деля их со своими коллегами из Боровского уездного училища.