О ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ИДЕЙ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ И ПРОИЗВОДСТВЕ

О ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ИДЕЙ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ И ПРОИЗВОДСТВЕ

© В.А.Прудников
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2002 г.

Отмечая 145-ю годовщину со дня рождения К.Э. Циолковского, трудно подводить итоги его научной деятельности, из-за стремительного развития космонавтики и распространения идей реактивного движения сегодня. Его работы охватывают обширные области воздухоплавания, ракетостроения, космонавтики, образования, этики, социологии, философии. К.Э. Циолковского относят, иногда, к мыслителям эзотерической ориентации, проявляющим тип рациональности в культуре. Его труды, бесспорно, являются ярким и прекрасным примером проявления русского космизма. Громадное количество работ посвящено исследованию творческого наследия ученого. Междисциплинарный характер его научных воззрений, с учетом научной этики, позволяет принимать его суждения многими научными школами. Уже одно то, что воплощение идей Циолковского наблюдается сегодня, как развитие целого направления в промышленности многих стран, неоспоримо доказывают гениальность ученого.

Государственный космический центр имени М. В. Хруничева сегодня является одним из примеров таких производств космической техники. На нем фактически воплощаются идеи великого ученого в создаваемых ракетах, производстве орбитальных космических станций и систем, позволяющих осваивать околоземное космическое пространство.

В области технической, К. Э. Циолковский наиболее ценен своими «двумя задачами» заложившими основы реактивного движения. Это определение скорости движения тела с переменной массой и движение ракеты в поле тяжести Земли. Как следствие первой задачи, возникает оценка скоростей движения для многоступенчатых ракет. Решение же второй задачи позволяет рассчитывать дальность полета ракеты. Этот подход находит удивительное соответствие при оценках полетов современных ракет, а в общем случае, при построении общей математической модели, его используют при расчетах в контурах систем управления.

В работах К.Э. Циолковского таких как, например «Очерки о вселенной», делается попытка естественнонаучного и системного обоснования человеческой деятельность, ее связи и единству с космосом и вселенной, воспитание идей общечеловеческой нравственности, умиротворения страстей, поощрения гениальности. Его рассуждения о боге и духе, иерархии и демократии, условности истины и характеристики познания, во многом отражают настроения его современников. Но гениальность ученого выразилась в том, что им эти понятия формируются в «космическую философию».

Философские воззрения К.Э. Циолковского сложны и неоднозначны, и до сих пор вызывают противоречивые оценки философов. Его же попытки самостоятельно реализовывать свои собственные сложнейшие, в техническом отношении, проекты вызывают уважение до сегодняшних дней. Но, не смотря на то, что некоторые его идеи как, например, «духовность атомов» или интеграл равновесия страданий и счастья за всю жизнь человека, могут расцениваться сегодня как эзотерическая утопия, наследие К.Э. Циолковского оставляет человечеству гигантскую, необъятную и неизведанную сферу для активной человеческой деятельности – освоение новых миров, планет, постижение вселенной. Эта область остается сферой научного и технического поиска, художественного выражения, мечты для многих людей и целых поколений до сегодняшних дней.