О СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ, ИНЖЕНЕРНЫХ И НАУЧНЫХ КАДРОВ В ГОСУДАРСТВЕННОМ КОСМИЧЕСКОМ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ЦЕНТРЕ ИМ. М.В.ХРУНИЧЕВА

О СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ, ИНЖЕНЕРНЫХ И НАУЧНЫХ КАДРОВ В ГОСУДАРСТВЕННОМ КОСМИЧЕСКОМ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ЦЕНТРЕ ИМ. М.В.ХРУНИЧЕВА

© Е.М.Караченков, В.А.Меньшиков, А.А.Иоанисиани, Г.Г.Вокин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2002 г.

К. Э. Циолковский, будучи по профессии преподавателем физических и математических наук, оставил большое интеллектуальное наследие по проблемам образования. По его концепции все истинные знания должны добываться из познания Вселенной, включающей в том числе и сферу человеческой деятельности. «Изучение Вселенной начато, но никогда не будет закончено. Наше знание — капля, а незнание — океан…Через тысячи лет наука расширится, усовершенствуется и сам человек преобразится к лучшему. Но пока этого нет, нам приходится довольствоваться имеющимся». Как свидетельствует опыт, неудовлетворённость имеющимся приводит как отдельных людей и производственные коллективы, так и целые государства к поиску новых сфер деятельности, к которым в первую очередь можно отнести космонавтику.

В освоении новых областей человеческой деятельности, в данном случае в освоении космического пространства, вопросы образования и обучения играют исключительно важную роль. Новизна сфер деятельности и применяемых технологий требует поиска новых подходов к массовой подготовке и текущей переподготовке высококвалифицированных кадров и к поддержанию на этой основе высокого уровня их методического и технического мастерства с целью осуществления космических проектов, обладающих, как правило, большой наукоёмкостью и технической сложностью. Реализация таких проектов под силу по существу только крупным научно-производственным комплексам, подобным, например, Космическому центру им. М. В. Хруничева. ГКНПЦ им. М. В. Хруничева является уникальной социотехнической научно-производственной структурой, которая обеспечивает реализацию космических проектов по существу от идеи до эксплуатации технических средств наземного и орбитального базирования. Во многом она удовлетворяет принципам самодостаточности, самофинансирования и самообеспечения.

В докладе анализируется и обобщается более чем 80-летний опыт успешной подготовки и переподготовки в исторически базовых подразделениях Космического центра высококвалифицированных кадров, которые остро требовались стране для создания самой высокотехнологичной продукции оборонного и социально-экономического назначения (самолётов, ракет, вертолётов, разгонных блоков, космических станций, космических аппаратов целевого назначения и т. п.).

В основу единой системы подготовки профессиональных, инженерных и научных кадров положены такие принципы как фундаментальность, комплексность, системность, систематичность, цикличность, самообучение, непрерывность, опережение, саморазвитие и воспроизводство на базе исследований, разработок, испытаний, производства и эксплуатации изделий ракетно-космической техники. Это во многом соответствует подходам К.Э. Циолковского к обучению и воспитанию всесторонне образованного и профессионально востребованного человека.

Раскрыто содержание форм и методов организации обучения (довузовского – профессионального – инженерного – послевузовского), реализуемых соответствующими организационными цепочками системы подготовки кадров (профессионально-техническое училище – техникум – аэрокосмический университет – аспирантура), а также переподготовки и повышения квалификации инженеров, техников и рабочих на основе организации производственно-экономических и научно-технических семинаров, курсов и стажировок по освоению новых профессий и сфер деятельности, целью которых в конечном итоге является удовлетворение не только насущных потребностей производства, но и прогнозируемых запросов в номенклатуре кадров, необходимых для обеспечения выпуска новой продукции.

В докладе освещаются также вопросы обеспечения процесса обучения в функционирующих структурах преподавательскими кадрами, финансами и средствами учебно-материальной базы.

Единство системы сквозного обучения и переподготовки воплощено в автоматизированной системе подготовки кадров для Космического центра. В системе подготовки кадров имеет место чёткое распределение функций: весь процесс обучения направляется и координируется кадровой службой Центра, а реализация программ обучения осуществляется отделом технического обучения, учебными заведениями и аспирантурой.

Как свидетельствует практический опыт, выработанная система подготовки кадров обеспечивает разработку и создание лучших в России и в мире изделий ракетно-космической техники, что создаёт прочную основу для лидерства Космического центра им. М.В. Хруничева в мировой космонавтике.