ПЕРСПЕКТИВНАЯ ДВУХЧЕЛНОЧНАЯ (ЗЕМНОГО И КОСМИЧЕСКОГО БАЗИРОВАНИЯ) СИСТЕМА ВЫВЕДЕНИЯ ГРУЗОВ НА ОРБИТУ ЗЕМЛИ

© Ю.М.Еськов, В.И.Флоров
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и научное прогнозирование"
2002 г.

Космонавтика — область деятельности людей, направленная на преодоление их планетной ограниченности (пространственной, материально-энергетической, информационной, организационно-нравственной). Как и всякая деятельность, космонавтика есть производственная деятельность. Сегодня космонавтика раздвинула планетные пределы производства лишь в отношении пространства. Она создала космическое хозяйство Земли. Но в части ресурсной материально-энергетической базы космонавтика остается в старых, земных пределах.

Следующий этап ее развития, этап выхода на материально энергетические ресурсы космоса, возможен лишь при значительном улучшении экономических характеристик системы выведения грузов с Земли и их транспортировки в космическом пространстве. Эта задача может быть решена при создании производства ракетного топлива в космическом пространстве. Это уже начало выхода космического хозяйства Земли на космическую материально-энергетическую базу. С другой стороны это имеет важное значение для решения надвигающегося глобального кризиса Земли, так как дает Земле новый уровень, космический уровень ее производственного могущества. Поэтому, имея в виду комплекс проблем, в этом докладе мы акцентируем внимание на решении узловой его задачи: постановка системно-проектных исследований в части перспективной двухчелночной системы выведения двойного базирования, работающей на топливе космического производства.

Первый «челнок» — аэродромно-земного базирования выводит полезный груз на суборбитальную скорость, а второй — орбитально-космического базирования — сходит с орбиты, уменьшая скорость до выравнивания ее со скоростью первого «челнока». В точке уравнивания их скоростей происходит передача полезного груза от первого «челнока» ко второму (или обмен полезными грузами). Второй «челнок», разгоняясь, выходит на орбиту, а первый возвращается на Землю планированием. Второй «челнок» запитывается топливом космического производства на орбите. Спуск с орбиты он может производить как за счет торможения двигателем, так и за счет аэродинамического торможения.

Авторы доклада считают постановку системно-проектных исследований в части такой системы выведения назревшей.