РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ ПИЛОТИРУЕМОГО МЕЖПЛАНЕТНОГО КОРАБЛЯ НА ОСНОВЕ ОПЫТА ЭКСПЛУАТАЦИИ ДОЛГОВРЕМЕННЫХ ОРБИТАЛЬНЫХ СТАНЦИЙ

© В.Е.Любинский
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Проблемы ракетной и космической техники"
2002 г.

Достигнутый уровень пилотируемой космической техники и реалистические прогнозы ее развития дают основание полагать, что уже в первой четверти 21-го века может быть достигнута техническая возможность осуществления полета человека к ближайшим планетам Солнечной системы, в первую очередь — к Марсу. До настоящего времени проводилась и сейчас продолжается разработка ряда отечественных и зарубежных проектов осуществления экспедиции к Марсу. Практика проектирования и эксплуатации сложных космических комплексов, к классу которых относится и межпланетный корабль, показывает, что разработка концепции управления его полетом должна производиться одновременно с проектированием его материальной части, так как требования со стороны концепции управления существенно влияют на облик и характеристики корабля. В работе рассматриваются особенности межпланетного полета, которые влияют на концепцию управления им; исследуются различные варианты контура управления полетом пилотируемого межпланетного корабля и определяются области их использования; рассматриваются функциональные возможности центральных звеньев этого контура (экипаж, наземный комплекс управления, бортовой комплекс автоматического управления), определяющие качество выполнения полетных операций; предлагается методика действий в аномальных ситуациях межпланетного полета; приводятся некоторые требования к проекту корабля, вытекающие из разрабатываемой концепции управления. При исследовании ряда вопросов управления полетом пилотируемого межпланетного корабля в качестве отправной точки используется опыт, приобретенный в ходе эксплуатации долговременных орбитальных станций «Салют», «Мир» и МКС.