СОЗДАНИЕ И ЗАПУСК СПУТНИКОВ «RS-17», «RS-18», «RS-19», «RS-21» В РАМКАХ КОСМИЧЕСКОЙ ШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

СОЗДАНИЕ И ЗАПУСК СПУТНИКОВ «RS-17», «RS-18», «RS-19», «RS-21» В РАМКАХ КОСМИЧЕСКОЙ ШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

© С.Н.Самбуров
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2002 г.

Основоположник теоретической космонавтики К. Э. Циолковский придавал большое значение вопросам привлечения молодежи к разработке и созданию космической техники. В настоящее время резко возросла актуальность школьного космического образования. В рамках специально разработанной школьной образовательной программы были созданы школьные микроспутники «RS-17», «RS-18», «RS-19», «RS-21». Основные этапы их создания: разработка конструкции с привлечением молодежи, с учетом космических требований, изготовление их, испытания, доставка на борт орбитальных комплексов. Спутники запускались с борта орбитального комплекса (ОК) «Мир» («RS-17», «RS-18», «RS-19»), что связано с внекорабельной деятельностью космонавтов, а также с борта МКС — Международной космической станции («RS-21»). Кроме того, с борта грузового транспортного корабля «Прогресс» после отделения МКС в марте текущего года был запущен школьный микроспутник «Колибри-2000». Автор приводит описание процесса обучения школьников в период изготовления спутников и в ходе автономного полета спутников.

В радиоканале запущенных спутников были использованы частоты, применяемые радиолюбителями, поэтому школьники, студенты могут получать информацию о спутниках в радиолюбительских станциях коллективного пользования при школах и университетах, в которых они обучаются. В докладе приводится описание типового наземного пункта приема информации, даются рекомендации по его созданию и эксплуатации.