ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ

© Т.Н.Желнина, Н.А.Максимовская, Н.И.Мизюлина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2002 г.

Предметом настоящего исследования являются иллюстрации (рисунки, графические изображения) к книгам и публикациям в периодических изданиях, в той или иной степени связанные с жизнью и творчеством К.Э. Циолковского.

Работа по выявлению данных материалов и их последующему анализу проводилась впервые. Были просмотрены и изучены ряд публикаций и несколько сотен книг из библиотеки и фондов Государственного музея истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, Немецкого музея техники (Deutsches Museum, Munchen), личной библиотеки Г. Оберта, библиотеки музея космонавтики им. Г. Оберта (Hermann-Oberth-Raumfahrt-Museum, Feucht). Отобранный для анализа материал насчитывает около двухсот рисунков, выполненных в разные годы XX века и систематизированных в три основные группы:

1. Рисунки, отображающие представления художников-иллюстраторов о К. Э. Циолковском. Эти иллюстрации допускают вполне оправданный художественный вымысел, но в целом достоверно отражают различные события и фрагменты из жизни великого ученого, известные по аутентичным источникам, (в т.ч. не запечатленные в фотодокументах — эпизоды детства Циолковского, московский и боровский периоды его жизни, переезд в Калугу, встреча с П. М. Голубицким, поездка в Петербург в 1914 г., отображенные в рисунках художников Н. Банникова, А. Koтeльникoва, Н. Кузнецова, В. Любимoва, A. Овсянникова, В. Панова, И. Пчелко).

Сравнительный анализ всех рисунков позволяет отдать предпочтение работам художников А. Каурова, А. Котельникова (г. Калуга), И. Пчелко (г. Москва), в которых удачно передано не только внешнее сходство, но и отражен одухотворенный облик ученого, мечтателя, пророка. Представляют ценность несколько рисунков М. Днепровского с редким изображением могилы Циолковского до установки на ней памятника, а также изображениями фрагментов бытовой обстановки, окружавшей ученого, которые наряду с другими источниками были использованы при восстановлении после войны экспозиции Дома-мyзея К. Э. Циолковскoro.

2. Рисунки, иллюстрирующие научно-фантастические произведения Циолковского. Сюда относятся в основном иллюстрации к повести «На Луне» разных лет издания и небольшое количество иллюстраций к произведениям «Грезы о Земле и Небе», «Вне Земли», «На Весте». Многочисленные рисунки к повести «На Луне» отличаются большим разнообразием. В зависимости от времени ее издания (1929-1938, 1955-1961, 1984 гг.) и соответственно различного уровня знаний о космосе и происходящих в нем явлениях объектами иллюстраций избирались разные сюжеты книги.

3. Впервые предметом исследования явились графические изображения предложенных К. Э. Циолковским космических транспортных средств, выполненные на основе его описаний и сопровождающие публикации авторов — Н. А. Рынина, Я. И. Перельмана, Б. Н. Воробьева, Б. В. Ляпунова, А. А. Космодемьянского, С. В. Козлова, В. Н. Кочеткова, А. Б. Шершевского (А. В. Scherschevsky), М. Валье (M. Valier), К. Кайзера (K. Kaiser), Е. Билоборского (E. Bialoborski), А. Ананофа (A. Ananoff), Д. Ярцабека (D. Jarzabek), С. Е. Эллекота (S. E. Ellacott), Г. Бройера (G. Breuer), И. Цизлика (J. Cieslik), Р. Мелоне (R. Malone), В. Бюделера (W. Buedeler), К. Гэтланда (K. Gatland), П. Штахе (P. Stache), Д. Бейкера (D. Baker), Д. Хагерти (J. Hagerty) и Д. Роджерса, (J. C. Rogers). Данное исследование имело целью установить, насколько полно и точно иллюстрации отображают представления Циолковского об устройстве жидкостных ракетных двигателей, ракетно-космических транспортных средств (в том числе инопланетного транспорта), космических станций, наземного скоростного транспорта. В ходе исследования было выявлено и проанализировано около сорока иллюстративных материалов. Основным методом исследования было изучение истории иллюстраций и сопоставление их с текстами и графическими материалами Циолковского. Установлено, что наибольшей полнотой и точностью характеризуются иллюстрации, опубликованные в 1927–1931 гг. Шершевским и. Рыниным и впоследствии неоднократно воспроизводившиеся в зарубежной литературе. Опубликованная в 1935 г. Перельманом и воспроизведенная впоследствии А. А. Космодемьянским и другими авторами иллюстрация «ракетной эскадры», напротив, является примером неверной интерпретации идей К.Э. Циолковского. Ошибочные представления, явившиеся результатом попытки модернизировать идеи Циолковского, лежат и в основе опубликованной в книге А. А. Космодемьянского иллюстрации «космического ракетного поезда».