АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА СИТУАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ДОЛГОВРЕМЕННЫХ ОРБИТАЛЬНЫХ СТАНЦИЙ

© Ю.А.Скурский
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Проблемы ракетной и космической техники"
2003 г.

Традиционная теория автоматического управления разрабатывалась для определенного класса объектов управления, для которого была характерна возможность математического описания поведения объектов управления в различных ситуациях, а, следовательно, существовала возможность задания критериев управления. Однако существует достаточно большой класс, т. Н. нетрадиционных объектов управления, определяемых по-разному: слабоструктурированными, организационными, или обладающими «свободой воли». Эти объекты невозможно математически описать и, следовательно, невозможно применить по отношению к ним традиционные методы оптимизации систем управления. Эти новые объекты обладают рядом неожиданных для традиционного управления свойств, которые выделяют их из множества объектов управления. Основными свойствами таких объектов являются: уникальность, отсутствие формализуемой цели существования, отсутствие оптимальности, динамичность, неполнота описания и некоторые другие.

Для организации управления такими объектами в настоящее время используется метод ситуационного управления. Ситуационное управление — это метод управления сложными техническими и организационными системами, основанный на идеях теории искусственного интеллекта: представление знаний об объекте управления и способах управления им на уровне логико-лингвистических моделей, а также использования обучения и обобщения в качестве основных процедур при построении процедур управления по текущим ситуациям.

Система управления полетом долго действующих пилотируемых орбитальных станций является сложной организационно-технической системой, состоящей из бортового и наземного контуров управления. В каждом из этих контуров используются свои методы построения системы управления, которые в совокупности обеспечивают решение всего круга задач управления полетом.

В докладе проведен анализ признаков наземного контура управления полетом с точки зрения его соответствия тому классу нетрадиционных объектов управления, о котором говорилось выше. Этот анализ проведен с целью определения возможности практического использования методов ситуационного управления в наземном контуре управления полетом долгодействующих пилотируемых орбитальных станций.