ИДЕЯ ЕДИНСТВА В КОСМИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

ИДЕЯ ЕДИНСТВА В КОСМИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© Н.А.Косовская
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2003 г.

На современном этапе ведется поиск новых подходов к воспитанию, пониманию его роли и функций в изменившихся условиях. К. Э. Циолковский принадлежит к философской школе русских космистов, представленной такими известными именами как В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский и др. Взгляды, идеи, мысли Циолковского во многом перекликаются со взглядами русских мыслителей, философов конца ХIХ – начала ХХ вв. (В. Соловьев, П. Флоренский, С. Булгаков), в основе концепции которых лежит идея всеединства. В отличие от этих представителей русской религиозной школы, Циолковский является сторонником материалистических взглядов на мир, естественнонаучного познания вселенной. Его космизм выступает как принцип познания всего происходящего в тесном единстве с космосом. Рассматривая окружающий мир в аспекте единства, ученый говорит о перспективах развития человечества, о появлении нового человека, более совершенного, о монизме Вселенной.

Наиболее интересной в педагогическом отношении является высказанная Циолковским мысль о единстве поколений, народов, человечества. Он пишет о «счастливом общественном устройстве», о «душевном мире будущего человека», о его «понимании Вселенной». Ученый говорит о том, что в будущем человечество ждет «спокойная радость и уверенность в безоблачном и нескончаемом счастье», и произойдет «заселение Вселенной совершенным миром, для общей выгоды». Говоря о будущем человечества, Циолковский-педагог необходимым условием формирования «совершенного» человека рассматривает его нравственное воспитание, благодаря которому строительство жизни на Земле и в космосе будет проходить, опираясь на этические законы. Воспитание нового человека, по мнению ученого, должно рассматриваться в тесном единстве с космическими процессами.