ИДЕЯ СВЕРХЧЕЛОВЕКА В МИРОВОЗЗРЕНИИ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

ИДЕЯ СВЕРХЧЕЛОВЕКА В МИРОВОЗЗРЕНИИ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© Е.П.Аулова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2003 г.

Создав идею сверхчеловека, К. Э. Циолковский предположил возможность преодоления человеком собственной природы. Космическое существо будущего оказывается предельным выражением идеалов физического, духовного и нравственного совершенства. Его явление будет одновременно метафизическим свершением и результатом природной эволюции.

Концепция сверхчеловека К.Э. Циолковского демонстрирует достаточно последовательное усвоение и преобразование религиозно-философских идей Запада и Востока. Главный элемент теоретического синтеза – идея перевоплощения субстанциального начала (атома-духа) согласно закону нравственного воздаяния, обосновывающая творческое бессмертие.

Исследуя эту проблему, наиболее важно учесть центральную ориентацию человеческого самосознания, характерную для западной культуры. Принципы активного отношения к предметному миру, опосредования процесса осознавания мышлением, идея перевоплощения жизненного начала характерны для эпохи Ренессанса. Заимствуя их, К. Э. Циолковский сливает воедино образ властителя природных тайн с образом управителя, обладающего огромной политической властью. Представление Дж. Бруно о мудреце, пришедшем через цепь перевоплощений к осознанию собственной смерти как началу пути боговосхождения, определяет мышление К.Э. Циолковского.

Идеи восточной философии о переселении души, о необходимости угасания страстей и нирване сняты в творчестве К.Э. Циолковского и не имеют первостепенного значения. У него нет характерной для восточного самосознания установки на элиминацию мышления.