ИЗ ИСТОРИИ ИСПЫТАНИЙ СИСТЕМ АВАРИЙНОГО СПАСЕНИЯ ПИЛОТИРУЕМЫХ КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ

ИЗ ИСТОРИИ ИСПЫТАНИЙ СИСТЕМ АВАРИЙНОГО СПАСЕНИЯ ПИЛОТИРУЕМЫХ КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ

© А.А.Корешков, А.Н.Чемакин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "История ракетно-космической науки и техники"
2003 г.

Обеспечение безопасности полета космонавтов — одна из главных задач при подготовке и запуске космических кораблей.

Особенно сложно выполнить эту задачу при старте ракеты-носителя и на начальном участке выведения КК на орбиту.

В условиях аварии РН на старте спасение экипажа может осуществляться по схемам:

- аварийное отделение спускаемого аппарата (предусмотрена на КК «Союз»),

- катапультирование экипажа в кресле (КК «Восток»).

В данной работе рассмотрены системы аварийного спасения (САС), применявшиеся при запуске КК с первым космонавтом на борту, с использованием металлической сетки («батута»), натянутой над котлованом старта, постов «Д», расположенных в непосредственной близости от РН для выдачи команд на катапультирование космонавта в случае аварии, приведены данные по автономным испытаниям систем САС, предназначенных для установки на КК «Союз», рассмотрены все случаи срабатывания систем САС на КК «Союз».

Рассмотрены также случаи несанкционированного срабатывания системы САС при подготовке к запуску КК 14 декабря 1966 г. и срабатывание системы САС при запуске КК «Союз-12» с космонавтами на борту О. Г. Макаровым и В. Г. Лазаревым в сентябре 1973 г.

Подробно рассмотрены испытания системы САС при подготовке к запуску КК «Союз-Т-10-1» с космонавтами на борту Г. М. Стрекаловым и В. Г. Титовым на 26 сентября 1983 г.

В докладе обсуждаются некоторые проблемы способов выдачи команд на систему САС.