К. Э. ЦИОЛКОВСКИЙ И РАЗВИТИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ КОСМОНАВТИКИ

К. Э. ЦИОЛКОВСКИЙ И РАЗВИТИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ КОСМОНАВТИКИ

© Б.Н.Кантемиров
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Симпозиум
2003 г.

Так не бывает, чтобы даже у самого выдающегося ученого в активе были бы только положительные результаты. Неизбежны ошибки и заблуждения. Такова логика и психология научного творчества.

В связи с этим остановлюсь на анализе некоторых его фундаментальных положений творчества К.Э. Циолковского, связанных с освоением космического пространства.

Циолковский первым обосновал положение о том, что выход в космос возможен при помощи управляемых ракет на жидком топливе, реализуемых либо по схеме составных ракет («ракетные поезда»), либо по схеме переливания топлива в полете («эскадра ракет»). Последовательная схема, которой Циолковский уделял много внимания, еще в 40-е годы была проблематична для практической реализации в силу большой строительной высоты. Схема с переливанием топлива была, по мнению Циолковского, «доступнее для состояния ума», и потому рождение этой идеи было с энтузиазмом им воспринято.

Идея «эскадры ракет» в 40–50-е годы была творчески переработана М. К. Тихонравовым, затем М. В. Келдышем и С. П. Королевым. (Не могу согласиться с Ю. В. Бирюковым, что ракетный пакет Тихонравова является лишь интерпретацией идеи «эскадры ракет» Циолковского, а не творческая его переработка). Льщу себя надеждой, что мне удалось достаточно убедительно аргументировать и показать эволюции идеи «эскадры ракет» через «ракетный пакет» Тихонравова, схожий с недоливом Келдыша к простейшему пакету Королева, практически реализованному в первой в мире МБР Р-7. Жаль, что эти работы не вошли пока в научный оборот.

Таким образом, практическая космонавтика подтвердила правоту Циолковского об использовании жидкостных ракет для полета в космос, но не реализовала в чистом виде ни одну из предложенных им схем.

Циолковский в своем творчестве много внимания уделял исследованию пути выхода в космос. Он полагал, что наиболее верным является путь последовательного освоения высот атмосферы, сначала стратопланом, затем ракетопланом и, наконец, космической ракетой. «Начать дело придется с самых несовершенных и слабых реактивных аэропланов», «Научившись хорошо управлять одним ракетопланом… приступим к постройке двух одинаковых ракет. Затем перейдем к группе из четырех ракет… из восьми ракет и т. д.»

Что касается старта ракет, то Циолковский, рассматривая вертикальный и горизонтальный старт с наклонным взлетом, полагал: «…вертикальный взлет невыгоден — выгоднее наклонный». Практическая космонавтика реализовала тот, с точки зрения Циолковского, невыгодный старт и выход в космос. Схема постепенного освоения атмосферы с последующим выходом в космос находится до сих пор в стадии исследования.

К. Э. Циолковский является единственным из пионеров космонавтики, кто сформулировал «цели звездоплавания». Широко известна его фраза «Человечество не останется вечно на Земле…» и его программа расселения человечества во Вселенной (в отличие от Циолковского другие пионеры полагали межпланетные полеты любопытства ради). Очевидно, эти цели весьма отдаленного будущего и далеко не бесспорны в свете современных научных данных о влиянии факторов космического полета на организм человека. Тем не менее ряд исследователей полагает, что полеты КК «Союз», долговременных орбитальных станций являются началом реализации программы Циолковского по расселению человечества во Вселенной.

На практике цели отечественной космонавтики первого, «романтического» периода ориентировались на концепцию Циолковского, но в середине 60-х годов был осуществлен концептуальный поворот космической деятельности на нужды землян.

Иные цели были первоначально у пилотируемой космонавтики. Космические корабли «Союз» первоначально проектировались для оперативного наблюдения Земли в интересах военных, затем для реализации лунной программы и, наконец, в качестве транспортного средства на долговременные орбитальные станции. Последние первоначально были задуманы С. П. Королевым как орбитальные ремонтные базы для автоматических ИСЗ с целью повышения срока их эксплуатации и рентабельности. Со временем эта целевая установка ДОС была утрачена, и они стали орбитальными научными лабораториями.