НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОДУКТИВНОСТИ РАБОТЫ ЭКИПАЖЕЙ ОРБИТАЛЬНЫХ СТАНЦИЙ ЗА СЧЕТ СОКРАЩЕНИЯ ВРЕМЕНИ НА ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ БОРТОВЫХ СИСТЕМ И ОБОРУДОВАНИЯ СТАНЦИИ

НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОДУКТИВНОСТИ РАБОТЫ ЭКИПАЖЕЙ ОРБИТАЛЬНЫХ СТАНЦИЙ ЗА СЧЕТ СОКРАЩЕНИЯ ВРЕМЕНИ НА ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ БОРТОВЫХ СИСТЕМ И ОБОРУДОВАНИЯ СТАНЦИИ

© В.В.Масютин, Ю.Б.Сосюрка
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2003 г.

Многолетний опыт эксплуатации орбитального комплекса (ОК) «Мир» и опыт деятельности экипажей первых пяти основных экипажей Международной космической станции (МКС) убедительно показывают, что экипажи вынуждены уделять значительную часть рабочего времени на выполнение технического обслуживания и ремонта (ТОР) бортовых систем и оборудования, выполнение многообразных обеспечивающих работ: разгрузочно-погрузочных, монтажно-демонтажных и т. д., в результате этого на выполнение целевых задач полета (научные и прикладные эксперименты и др.) у экипажа остается ограниченная часть рабочего времени.

Анализ причин существующего положения дел указывает на их многофакторность.

Основной причиной большой трудоемкости ТОР бортовых систем и оборудования ОК «Мир» и Российского сегмента МКС является отсутствие соответствующих количественных требований к их эксплуатационной технологичности, контролю и ремонтопригодности в базовых нормативно-технических документах ОТТ КС-88 и РПК-98 КТ и в Техническом задании на разработку орбитальных станций (ОС).

Отсутствие таких требований отразилось и на содержании программ испытаний составных частей ОС и ОС в целом на соответствие вышеперечисленным требованиям.

В докладе на примерах выполнения экипажами работ по ТОР анализируются и другие причины (факторы), в том числе фактические данные по ресурсам бортовых систем, трудоемкости типовых операций ТОР и т. д.

В заключительной части доклада формулируются ключевые направления мероприятий по уменьшению временных затрат экипажей на ТОР бортовых систем и оборудования перспективных ОС.