ОБ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ГАЗОДИНАМИКИ И ВКЛАДЕ В НЕЕ УЧЕНЫХ БАЛТИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

© Г.А.Акимов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "История ракетно-космической науки и техники"
2003 г.

Газовую динамику принято делить на два основных раздела. Первый из них охватывает задачи внешнего обтекания тел и представляет собой часть аэродинамики больших скоростей. Ко второму разделу относятся вопросы внутренних течений газов в ограниченных объемах, каналах и газоходах. Их обычно объединяют под общим названием «прикладная газовая динамика». При этом особое положение занимают газодинамические проблемы, связанные с процессами истечения, специфика которых заключается во взаимодействии «внутренних» и «внешних» течений.

История исследований сверхзвуковых струй может быть разделена на два периода – начальный и современный. Первой работой, посвященной исследованию сверхзвуковых струй, была экспериментальная работа П. Зальхера и Э. Маха «Оптическое исследование воздушной струи», опубликованная в 1889 г.

В начале ХХ века развиваются теоретические методы. В 1902 г. появляется работа С. А. Чаплыгина «О газовых струях», значительно опередившая по своему содержанию время и нашедшая продолжение в исследованиях ЦАГИ в 30-е годы.

С начала 1950-х годов экспериментальные и теоретические исследования сверхзвуковых струй вступили в современный период и проводились многими коллективами в промышленных НИИ и вузах.

Немалый вклад в решение этих проблем внесли специалисты Ленинградского военно-механического института (ныне БГТУ «Военмех»), отметившего в 2002 г. 70-летний юбилей.

Среди ученых института особое место принадлежит профессору Исааку Павловичу Гинзбургу (1910–1979), который в 1930-е годы занимался вопросами гидродинамики и газодинамики. Кандидатскую диссертацию на тему «К вопросу о движении реальных газов при больших скоростях» он защитил в 1937 г. По материалам исследований, выполненных в годы Великой Отечественной войны, И. П. Гинзбург защитил докторскую диссертацию (1944) и написал монографию «Устойчивость движения и кучность боя мин и реактивных снарядов (1949).

В течение 30 лет он заведовал кафедрой аэрогазодинамики и динамики полета. Крупный специалист в области прикладной механики, замечательный организатор масштабных научных исследований, Гинзбург сумел создать на кафедре атмосферу творческого поиска, позволившую достигнуть значительных результатов в области динамики полета летательных аппаратов и прикладной аэрогазодинамики, создать научную школу.