ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДИРИЖАБЛЯ AU-12М

© Г.Е.Верба, В.П.Лапшин, В.А.Тимохин, В.И.Тимошенко, С.В.Фёдоров
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2003 г.

Двухместный дирижабль Au-12М изготавливается Воздухоплавательным центром «Авгуръ» по заказу Правительства Москвы и предназначен для различных видов визуального патрулирования с воздуха автомобильных дорог и воздушной фото и телевизионной съемки высокого качества. Дирижабль Аu-12М спроектирован на базе хорошо отработанной компоновочной схемы мягкого дирижабля, содержащей каплевидную оболочку, заполненную подъемным газом — гелием, один центральный воздушный баллонет, Х — образное хвостовое оперение с аэродинамическими рулями, носовое причальное усиление и двухместную гондолу, подвешенную на внешних катенарных тросах за нижний силовой пояс. Управление аэродинамическими рулями электродистанционное. Оболочка дирижабля выполнена методом сварки из композиционного материала на лавсановой основе с двухсторонним полиуретановым покрытием и газодержащим слоем. Несущая способность оболочки обеспечивается внутренним сверхдавлением газа в газовом объеме и воздуха в баллонете.

Отличительной особенностью дирижабля Au-12М является то, что вращение двух тянущих винтов осуществляется клиноременной передачей от одного двигателя Rotax 912ULS. Использование современных ремней фирмы «Jptibelt» позволило впервые в практике дирижаблестроения обеспечить изменение направления вектора тяги от -90о до 90о без применения угловых редукторов.

Дирижабль Au-12М имеет объем оболочки 1250 м3, длину 34 м и максимальный диаметр оболочки 8,47 м. При мощности двигателя 100 л. С. дирижабль развивает максимальную скорость полета 100 км/ч. Взлетная масса дирижабля равна 1130 кг, а масса полезной нагрузки составляет 350 кг