ПРИЖИЗНЕННЫЕ ИЗДАНИЯ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО В ФОНДАХ ГМИК ИМ. К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

ПРИЖИЗНЕННЫЕ ИЗДАНИЯ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО В ФОНДАХ ГМИК ИМ. К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© Л.А.Кутузова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2003 г.

Предлагаемое сообщение является продолжением поставленной в рамках XXIV Чтений темы «Библиотека Циолковского в фондах Государственного музея истории космонавтики». Библиотека ученого — это не только единая музейная коллекция, имеющая определенное историко-познавательное значение, частица культурного наследия нашего народа, но это и часть его творческого наследия, еще один источник, дающий возможность лучше понять Циолковского-ученого, человека, его внутренний мир. В опубликованном ранее докладе были определены временные рамки его библиотеки, выделена мемориальная часть, прослежена история и пути формирования ее в музее, определен ее количественный состав. Руководствуясь современными представлениями о библиотечном деле, весь фонд библиотеки был тематически разделен. Работы, изданные Циолковским, выделены в самостоятельный раздел. Наше сегодняшнее сообщение является продолжением поставленной темы: речь пойдет об изданиях Циолковского, находящихся в составе его библиотеки. Это отдельная часть библиотеки ученого, требующая особого подхода, т. к. больше половины работ издавались самим Циолковским и все они после типографии попадали в дом ученого, а потом рассылались многочисленным корреспондентам, дарились посетителям. И потому практически все издания носят мемориальный характер. Их изучение позволяет проследить: как менялись темы его изданий; кто помогал ученому при осуществлении его планов; куда и каким путем распространялись его работы; выявить его контакты с другими учеными, писателями, общественными деятелями. В особую группу мы выделяем те издания, которые носят следы многочисленных маргиналий, правок ученого. Зачастую они являются очень существенными добавлениями к напечатанному, а часто и свидетельством подготовки данной работы к переизданию. Поэтому издания, носящие следы таких доработок, можно смело отнести к рукописям ученого. Это его творческая лаборатория, тем более, что при жизни Циолковского повторных изданий практически не было, и все эти добавления никогда при последующих переизданиях работ не учитывались. Эти вопросы мы и попытались осветить в данном сообщении.