РАНЦЕВАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РЕАКТИВНАЯ СИСТЕМА СПАСЕНИЯ

© А.В.Козлов, М.Н.Охочинский
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2003 г.

Рассматривается индивидуальная спасательная реактивная система ранцевого типа, предназначенная для эвакуации членов экипажей самолетов, потерпевших бедствие на территориях, недоступных традиционным средствам спасения, а также людей из зон чрезвычайных ситуаций и повышенной опасности. Система представляет собой сочетание параплана и компактного управляемого реактивного ранца, закрепляемого поверх укладки параплана на спине человека с помощью подвесной системы и позволяющего передвигаться или зависать на непродолжительное время в воздухе. Оператор, оснащенный такой системой, производит подъем с любой небольшой открытой площадки на высоту, достаточную для раскрытия параплана, после завершения работы ракетного двигателя ранца сбрасывает последний, а затем в свободном падении раскрывает параплан и совершает горизонтальный полет. Дальность в этом случае зависит от умения человека управлять аппаратом и от погодных условий и может при благоприятном стечении обстоятельств превышать 100 км.

Основными требованиями к такой системе являются ее простота и надежность; масса и габариты, позволяющие проводить транспортировку системы на относительно большие расстояния одним оператором; подъем на высоту не менее 800 м человека массой до 80 – 90 кг; перегрузки активного участка, не превышающие допустимые для человека значения.

На кафедре Ракетостроения Балтийского государственного технического университета «Военмех» проведены проектно-поисковые работы, и подготовлен авант-проект данного спасательного средства. Реактивный ранец содержит ракетную часть, выполненную на основе трубчатой рамы и двух вертикально размещенных на ней твердотопливных газогенераторов с зарядами торцевого горения. Сначала газ поступает в баллон-охладитель со встроенным фильтром, расположенный горизонтально под газогенераторами, а затем, по вертикальному газоводу, — в установленный над газогенераторами блок, где распределяется на три газовода, размещенных через 120 по окружности и заканчивающихся сопловыми насадками. При этом сечения среза сопел расположены над плечами оператора, на спине которого установлена рама; сброс рабочего тела происходит выше центра масс всей системы, что позволяет не производить сложную предстартовую балансировку аппарата. В системе применяется один из серийных, применяемых на практике парапланов.

Подготовленная математическая модель реализована в виде программного блока, с помощью которого определены базовые тактико-технические характеристики аппарата, массы и габариты отдельных элементов, характерные времена работы системы. В авант-проект заложены следующие основные характеристики: масса конструкции — около 45 – 50 кг, максимальная высота подъема — до 1000 м, преодолеваемое расстояние — до 100 км, габариты в комплектации со сложенным парапланом – 400×500×300 мм.

При участии кафедры промышленного дизайна Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии создан габаритный макет аппарата.

Подготовлена и методика применения этого аппарата, являющегося своеобразным развитием идеи об индивидуальных портативных ракетах для перемещения в открытом космосе из повести К.Э. Циолковского «Вне Земли».