РЕФЛЕКСИЯ В КОНЦЕПЦИИ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ

РЕФЛЕКСИЯ В КОНЦЕПЦИИ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ

© А.Г.Биба
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2003 г.

Современное гуманистическое обучение и воспитание осуществляются в интересах личности и призваны к созданию оптимальных условий для ее развития. Это во многом связано с эволюцией философско-педагогических воззрений, в соответствии с которыми в центр научной картины мира выдвигается человек, способный осмыслить собственную значимость и свое место в мире, занять активную позицию в обществе. Об этом писали В. С. Соловьев, К. Н. Вентцель, В. Ф. Одоевский, К. Э. Циолковский. Обращение к истории педагогики, проникнутой гуманистическими идеями, сегодня имеет большое значение. В антропокосмической концепции Циолковского человек признается высшей ценностью. Духовная сущность человека, развитие его разума и нравственности посредством науки и научной этики в его концепции составляют основу воспитания.

В связи с гуманизацией образования возникает необходимость изменения позиции учителя по отношению к ученику и ориентации его на общечеловеческие ценности и адекватный им стиль деятельности. Данные требования выдвигают задачу совершенствования профессиональной подготовки учителя на основе гуманистических приоритетов. Современный учитель должен знать теорию о закономерностях развития личности и соответственно организовывать учебную деятельность. Необходимо, чтобы в процессе овладения материалом учащиеся смогли выбрать и выстроить собственный мир ценностей, войти в систему знаний, овладеть способами научного познания. Это требует от учащихся рефлексивной деятельности, направленной на осознание процесса обучения, понимание роли нового знания или способа действия в научной системе и в собственном становлении. Рефлексия позволяет ребенку стать субъектом собственной деятельности, активизирует его обучение и играет важную роль в развитии его личности. Это особенно важно в младшем школьном возрасте, когда закладываются основы теоретического мышления, сознательного поведения, сотрудничества. В этой связи необходимы включение рефлексии в систему профессиональных ценностей педагога и научная разработка профессиональной подготовки будущих учителей к формированию рефлексии у младших школьников.