СВОБОДА КАК ОДНА ИЗ КАТЕГОРИЙ НАУЧНОЙ ЭТИКИ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

СВОБОДА КАК ОДНА ИЗ КАТЕГОРИЙ НАУЧНОЙ ЭТИКИ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© Е.И.Сахарова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2003 г.

Современное педагогическое образование ориентировано на подготовку учителя-гуманиста. Моделирование «портрета» личности педагога приводит к выделению наиболее значимых качеств, которые необходимы для осуществления педагогической деятельности. При этом бесспорным является наличие у педагога духовно-нравственных ценностей, позволяющих осуществлять педагогическую деятельность на принципах гуманизма, свободы и справедливости. Гуманистическая направленность личности определяет характер человека, позволяет в общении и деятельности проявить и раскрыть свой духовный мир.

Важным аспектом в формировании гуманистической педагогической направленности является становление этических взглядов будущих педагогов.

Сложность этого процесса обусловлена уже сформировавшимся уровнем этической культуры. Задача состоит в интеграции этической культуры человека и профессиональных этических ценностей, что и станет основой полноценного духовного контакта в педагогическом взаимодействии. Понимание того, что отношения в педагогическом процессе не должны определяться статусом их участников приводит к выделению позитивных отношений как более желанных и ценностных. Педагогическая культура столь гуманна, сколь основана на человеческой самостоятельности, свободе самоопределения.

К. Э. Циолковский, раскрывая основы научной этики, как сложного и громадного учения, определил несколько ее «очертаний». «Прежде всего, — пишет он, — нужна… полная свобода… всех таких действий, которые не сопровождаются насилием над другими лицами…»

Проявление гуманизма в педагогической деятельности дает право ребенку на свободу, творчество, ошибку. В результате чего и порождается состояние истинного внимания к иной мысли, иному способу работы, иным взглядам и убеждениям, что и станем залогом успешного обучения.