ФИЗИЧЕСКИЙ КОНЦЕРТ, ПОСВЯЩЕННЫЙ К. Э. ЦИОЛКОВСКОМУ

© М.В.Герасимова, Н.Л.Мыслинская
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2004 г.

Главным аспектом своего научного творчества К. Э. Циолковский считал космическую философию, а предложенные им научно-технические проекты рассматривал как средство по претворению ее в жизнь. Составной частью философской концепции ученого является антропокосмическая концепция воспитания, реализация которой осуществлялась Циолковским-педагогом через принципы гуманизации и гуманитаризации. Гуманистическая направленность научно-технического творчества Константина Эдуардовича, его практическая деятельность в области воспитания и обучения человека актуальна для образования XXI в.

Актуальным является и усиление внимания к вопросам воспитания методом учебного предмета, внеклассной работы с учащимися. Одной из активно-деятельностной формы работы по физике во внеурочное время может стать физический концерт, описанный в свое время Циолковским в научно-фантастической повести «Вне Земли». Предлагаемая форма отличается тем, что позволяет реализовать принципы гуманизации и гуманитаризации. Идея такого мероприятия состоит в том, что ознакомление школьников с биографическими сведениями о Циолковском, воспоминаниями современников о нем, аспектами его творческой деятельности, мировоззренческими идеями, нравственно-этическими взглядами осуществляется в интересной для учащихся деятельностно-игровой форме, сопровождающейся музыкальным и художественным оформлением, демонстрацией физических опытов. Концерт может быть проведен в любом учебном заведении и приурочен к таким знаменательным датам как день рождения ученого и День космонавтики, во время проведения Недели физики и Дня науки.

Тематика, содержание и структура физического концерта могут быть разнообразны с учетом возрастных особенностей и возможностей образовательного учреждения. Но в любом случае под руководством учителя работает группа учащихся (организационный комитет), каждый член которой отвечает за подготовку отдельного направления в проведении мероприятия.

В качестве примера можно привести приблизительную структуру физического концерта «К. Э. Циолковский и молодежь» (для 7-9 классов):

І. Краткие биографические сведения о Циолковском.

Театрализованное представление: «Интервью у К.Э. Циолковского» («группа журналистов» — учащиеся, в образе Циолковского — учитель или старшеклассник).

Приблизительные вопросы интервьюируемому: «Чем Вы увлекались в детские и юношеские годы?»; «Чем знаменателен был для Вас московский период?»; «Как Вы пришли к идее разработки теории ракеты?»; «В чем заключается принцип действия ракеты?»; «Почему ракета должна быть многоступенчатой?»; «В чем принцип конструкции Вашего дирижабля?»; «Каким, по Вашему мнению, должно быть общественное устройство?»; «Какие педагогические идеи Вы считаете наиболее важными в учебном процессе?»; «Что бы Вы пожелали молодым людям сегодняшнего дня?».

II.Физический фейерверк Циолковского — физические опыты.

На уроках физики Циолковский любил демонстрировать опыты. Далее следует серия опытов с комментариями и объяснениями. Опыты выполняются на фоне музыкальных произведений, которые любил Циолковский.

Опыт 1. Живой осьминог. Бумажная фигурка осьминога укрепляется на штативе, который соединяется с электрофорной машиной. При вращении дисков машины осьминог шевелит «лапками» и тянется к поднесенной руке человека. Фоном звучит музыка В. А. Моцарта «Симфония №40».

Опыт 2. Пляшущие человечки.

Бумажные фигурки человечков, помещенные между металлическими пластинами, соединенными с полюсами электрофорной машины, начинают подниматься и опускаться («плясать») при вращении дисков машины. Музыкальный фон — Г. Ф. Гендель «Allegro».

Опыт 3. Свободное падение тел в трубке Ньютона. Известный прибор — трубка Ньютона, содержащая дробинку, пушинку, пробку, соединяется с насосом. При достаточном разряжении воздуха в трубке все три предмета падают одновременно. Учащийся объясняет явление. Музыкальный фон — И. С. Бах «Suite, Preludio».

III. Фантазии и реальность.

В этой части концерта звучат песни о космосе, демонстрируются слайды, видеофильм, репродукции картин художников-космистов. Содержание этого фрагмента концерта связано с претворением в жизнь и развитием идей Циолковского в современных условиях развития общества и космонавтики. Краткие информационные сообщения учащихся могут отделяться друг от друга соответствующими теме сообщения стихами, отрывками из работ ученого.

IV. Концерт завершается запуском «монгольфьера Циолковского» или модели ракеты, несущей плакат со словами Циолковского, обращенными к молодому поколению.