ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КОСМОНАВТОВ-ОПЕРАТОРОВ К ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КОСМОНАВТОВ-ОПЕРАТОРОВ К ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ

© В.В.Циблиев, В.А.Довженко, И.Б.Соловьева, Б.В.Найденов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2004 г.

Анализ психологического содержания особенностей деятельности членов экипажа Международной космической станции (МКС) в космическом полете, в том числе в процессе стыковки космических объектов, а также их деятельности в экстремальных условиях полета МКС (в штатных, усложненных и нештатных ситуациях) позволяет раскрыть причины возникновения операционной и эмоциональной напряженности состояния космонавта и сделать вывод о том, что одним из наиболее важных требований к уровню подготовленности космонавтов следует отнести требование достижения в процессе обучения высокой надежности их действий в условиях возможных нештатных ситуаций на МКС.

Для успешного решения этой задачи необходимо использование в процессе обучения психологической модели деятельности, максимально приближенной к реальной, с воспроизведением соответствующих физических, эмоциональных и психологических нагрузок. Такая психологическая модель деятельности интегрирует возможности различных средств и видов профессиональной подготовки космонавтов.

Решению задач психологической подготовки к деятельности в экстремальных условиях полета подчинена и специальная парашютная подготовка космонавтов (СППК). СППК представляет собой активный процесс обучения космонавтов выполнению целенаправленной деятельности различной сложности в эмоционально насыщенных условиях прыжка с парашютом. По аналогии восприятия необычной обстановки, автономности (самостоятельности) выполнения действий, строгого ограничения интервала времени для принятия решения, определенной степени риска, она соответствует реальному уровню эмоциональной напряженности процесса операторской деятельности космонавта в усложненных условиях орбитального полета. Основной методологический прием проведения СППК состоит в следующем: обучаемому в процессе прыжка с парашютом предлагается решить дополнительное задание (тест), выполняемое им одновременно с сохранением устойчивого положения тела в свободном падении, наблюдением приборной информации или управлением куполом парашюта.

В докладе рассмотрена «Программа психологических исследований в процессе СППК-2004», при реализации которой решались следующие задачи:

- оценка психологического содержания упражнений существующей программы СППК (на основе экспертной оценки опытными инструкторами-парашютистами каждого упражнения);

- оценка эффективности первоначального обучения космонавтов с использованием средств СППК;

- разработка, экспериментальное выполнение и оценка психологического эффекта новых упражнений в интересах совершенствования методического обеспечения СППК.

Полученные предварительные результаты исследований могут быть использованы в дальнейшем для разработки методических рекомендаций по формированию психологической устойчивости космонавтов и обеспечению надежности их профессиональной деятельности при выполнении космических полетов по программе МКС.