ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СОЗДАНИЯ ПРИБОРОВ ЗАМЕРА И КОНТРОЛЯ ГРАВИТАЦИИ НА ЖИДКИХ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ГОРЮЧИХ

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СОЗДАНИЯ ПРИБОРОВ ЗАМЕРА И КОНТРОЛЯ ГРАВИТАЦИИ НА ЖИДКИХ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ГОРЮЧИХ

© В.А.Алтунин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Проблемы ракетной и космической техники"
2004 г.

Развитие новых аэрокосмических и космических летательных аппаратов и других техносистем многоразового использования требует новых разработок и исследований в области приборов замера и контроля гравитации. На основе анализа литературы и существующих образцов сделан вывод о том, что наиболее перспективными являются приборы, в которых используются жидкие углеводородные горючие и электростатические поля.

Для более глубокого изучения взаимного влияния тепловых свилей и псевдосвилей (при критических и сверхкритических давлениях) с электростатическими полями (электрическим ветром) была создана экспериментальная база и проведены фундаментальные исследования. Анализ экспериментальных исследований показал, что многие авторы используют только часть особенностей взаимного влияния электрического ветра на тепловые процессы в жидких углеводородных горючих. Опытным путем обнаружено, что при критических и сверхкритических давлениях электрический ветер способен раздвигать тепловые псевдосвили на различные углы, не разрушая их при этом. Найдены области устойчивого взаимного влияния, определены граничные условия, создан банк экспериментальных данных.

На основе проведенных экспериментов разработана методика создания датчиков и приборов замера и контроля гравитации в наземной модели, которые могут широко применяться в космических условиях, где требуется более точный замер и контроль действительной и искусственной гравитации. В докладе приводятся различные запатентованные конструктивные схемы жидкостных тепловых датчиков и приборов замера и контроля гравитации, их взаимосвязи с различными летательными аппаратами, техническими платформами и системами многоразового использования. Применение данных исследований и разработок в перспективных аэрокосмических и космических летательных аппаратах и техносистемах значительно повысит их надежность, безопасность, ресурс, экологичность и экономичность, а также оперативность при выполнении различных задач с минимальными временными и топливными затратами при экстенсивной системе управления.