К. Э. ЦИОЛКОВСКИЙ О ЦЕННОСТНОЙ КОМПОНЕНТЕ ЗНАНИЙ

К. Э. ЦИОЛКОВСКИЙ О ЦЕННОСТНОЙ КОМПОНЕНТЕ ЗНАНИЙ

© Р.Н.Маликова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2004 г.

«Какие знания имеют наибольшую ценность?» — задает К. Э. Циолковский вопрос в работе «Этика или естественные основы нравственности», написанной им в 1903 г. И отвечает на него: все знания «почтенны», но «…пока есть страдальцы в живом мире, пока не удовлетворены насущные потребности высшего мира чувствующих, до тех пор наибольшим уважением должны считаться знания, ведущие к разрешению этих вопросов». «Знания должны способствовать удовлетворению наших потребностей, успокоению души, нашей любознательности», — замечает ученый.

Ценностная компонента знаний связана с этической составляющей. Предмет философии и место в ней этики Циолковским четко определены. По его мнению, философия состоит из метафизики, гносеологии и этики: метафизика — учение о сущности (онтологии) вселенной и её происхождении (телеологии); гносеология — оценка познания, его способ и степень восприятия; этика — оценка самой жизни существ, цель её, добро и зло. При этом первые два отдела служат подготовкой для этики или научных основ нравственности.

В философских воззрениях, как указывает сам Циолковский, он — «чистейший материалист», «… но и панпсихист, признающий чувственность всей вселенной». Свои философские воззрения ученый связывает с космизмом. Он формулирует этические принципы, ведущим из которых называет «разумный эгоизм» в противоположность грубому эгоизму короткой земной жизни, который зачастую руководит человеком, живущим по принципу: хватай, что можешь.

Другим принципом, используемым Циолковским, стал принцип ненасилия, при котором этические правила наполняются конкретным содержанием: а) нельзя неволить, мешать передвижению, бить, калечить, убивать людей; кто это нарушает, т. е. производит насилие, тот сам подвергается насилию; б) всякое слово не считается насилием, поэтому все выражения мысли совершенно свободны; в) мести нет, ибо нарушается тогда закон устранения мук.

Кроме названных понятий, Циолковский использует ценностно-нравственные ряды понятий: представление о добре и зле; ценности коллегиального характера — единение, братство, милосердие; представление об авторитете (в образе учителя), развитие чувства совести (страх делать зло); понятие разума как ведущего нравственного понятия.

Естественные основы нравственности ученого реализуются в практических рекомендациях, процесс совершенствования нравственности осуществляется поэтапно.