К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ПОДДЕРЖКИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОСНОВ КОСМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА

К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ПОДДЕРЖКИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОСНОВ КОСМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА

© В.В.Дарнопых, К.А.Карп
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2004 г.

Современное состояние отечественной и мировой космонавтики, уровень и темпы ее развития, степень интеграции научной, деловой и политической общественности в рамках международного сотрудничества при реализации космических программ и проведении космических исследований обусловили качественно новый уровень подготовки молодых специалистов. Одним из возможных направлений наращивания знаний, навыков и умений студентов, аспирантов, научных работников, а также профессорско-преподавательского состава явилось включение в учебные планы выпускающей кафедры «Системный анализ и управление» аэрокосмического факультета и факультета космической техники Московского авиационного института таких дисциплин как «Космическая политика» и «Космическая политика и право».

Освоение этих дисциплин имеет главной своей целью формирование у студентов (слушателей) системных знаний в сфере космической политики и космического права. Требованиями к знаниям по дисциплинам является овладение терминологией космической политики и космического права, умение грамотно формулировать цели и задачи отечественной и мировой космонавтики, ясно представлять себе иерархическую структуру космонавтики, знать механизмы управления отечественной космической деятельностью, иметь понятие о ближайших и отдаленных перспективах космонавтики. Безусловно, необходимым является знание истории космонавтики, в первую очередь — идей и трудов К.Э. Циолковского, основных достижений отечественной и международной космической деятельности, а также представление о системе программных мероприятий, в частности, о Федеральной космической программе России на период до 2005 г.

Разработка и реализация программ дисциплин «Космическая политика» и «Космическая политика и право» потребовали создания соответствующих средств поддержки учебного процесса, которые призваны обеспечить как преемственность классических технологий высшего образования (изучение литературы, подготовка лекций, публикаций для научных и научно-популярных изданий, докладов на конгрессы, конференции, симпозиумы, семинары различного масштаба и формата), так и внедрение современных информационных технологий и технологий дистанционного и открытого образования (тестирующие и обучающие программные комплексы, компьютерные учебники, компьютерные формы контроля — зачет или экзамен, применение Интернет-технологий при работе с информационными источниками). Отдельные средства поддержки учебного процесса уже разработаны и успешно внедряются, другие находятся в стадии активного создания с привлечением, в том числе, и обучаемых.

Среди успешно разработанных средств — «Введение в космическую политику. Сборник вопросов и ответов для самоконтроля (тестирования) знаний по дисциплинам «Космическая политика», «Космическая политика и право». Сборник предлагается к применению в учебном процессе на правах учебно-методической разработки. Он реализован в виде компьютерной программы, оформленной как самостоятельное приложение к Windows и снабженной соответствующим сервисным меню, диалоговыми окнами, элементами управления и help-описаниями. Вопросы сборника структурированы в порядке, соответствующем основным тематическим разделам лекционного курса. Это «Общие положения», «Основные понятия и определения», «Основы космической политики», «Хронология основных событий мировой и отечественной космонавтики» (с разделом о научном творчестве Циолковского), «Отечественная космическая деятельность», «Перспективы космонавтики», «Основы космического права». Тестирование знаний обучаемого по вопросам сборника проводится в интерактивном режиме «вопрос-ответ». Ответ на вопрос выбирается пользователем из специально предлагаемого локального списка, где один из ответов является правильным. Оценка знаний обучаемого по результатам тестирования проводится по адаптированной регрессивной шкале.

Первый опыт эксплуатации компьютерного сборника «Введение в космическую политику» принес позитивные результаты, позволив упростить процесс сдачи зачета как преподавателям, так и обучаемым. В настоящее время содержание сборника совершенствуется параллельно с уточнением учебного плана. Разрабатывается Интернет-версия сборника, которая позволит существенно расширить аудиторию пользователей, а также получить дополнительные отзывы и предложения специалистов по его содержанию и перспективным применениям.