КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ

КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ

© Г.А.Полтавец
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2004 г.

В научной и учебной литературе встречается широкий спектр классов, методов педагогических систем и технологий, которые можно обобщить по следующим признакам и принципам.

1. По целевому признаку (системы и технологии: обучающие, воспитывающие, развивающие, многоцелевые).

2. По философской основе.

3. По форме обучения (взаимодействие с преподавателем).

4. По способу воздействия.

5. По возрасту.

6. По типу образовательного учреждения.

7. По типу организации и управления познавательной деятельностью.

8. По способу, методу, средству обучения.

9. По категории обучающихся.

10. По уровню применения (общепедагогические, предметные — частно-методические, локальные — модульные технологии).

11. По характеру содержания и структуры.

12. По ведущему фактору психического развития.

13. По научной концепции усвоения опыта.

14. По характеру мотиваций и взаимоотношений и др.

В практике обычно выступают различные комбинации этих «монодидактических» систем. Названия большого класса современных технологий определяются содержанием тех авторских модернизаций и модификаций, которым в них подвергается существующая традиционная система.

Работающая педагогическая технология на практике всегда комплексна. Обычно комбинированную технологию называют по той идее, которая характеризует основную модернизацию, делает наибольший вклад в достижение целей обучения.

В монотехнологиях весь учебно-воспитательный процесс строится на какой-либо одной приоритетной, доминирующей идее, принципе, концепции. В комплексных технологиях педагогический процесс комбинируется из элементов различных монотехнологий. Технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов, называют проникающими.

Все технологии, как в комплексе, так и в отдельности, играют весьма важную роль в системе дополнительного образования, решая проблемы организации и управления, они обеспечивают системный подход к научно-техническому творчеству учащихся.