ЛАЗЕРНОЕ ЗАЖИГАНИЕ ЖРД — ЭТАП В РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕИ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО О РАКЕТНОЙ ЭСКАДРЕ

© В.В.Ягодин, В.П.Бурдаков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "История ракетно-космической науки и техники"
2004 г.

Нами были рассмотрены проблемы лазерного зажигания унитарных (однобаковых) ракетных топлив, представляющих собой смесь хорошо освоенных окислителей (жидкий кислород, азотный тетраксид) и размещённых в них сгораемых пластиковых металлизированных топливных микрогранул (ТМГ) нулевой плавучести. Авторы доклада предлагают для зажигания ЖРД использовать энергию лазерного луча требуемой мощности, т. е. процесса, хорошо освоенного в технологии лазерного резания и лазерного перфорирования, и сообщают результаты некоторых предварительных расчётов и экспериментов по определению истинного фокуса луча, прошедшего через оптическое окно в двигателе на модельной установке.

В историческом плане эта работа является продолжением исследований К.Э. Циолковского по многоступенчатым ракетам (эскадра ракетопланов). При этом одна из центральных идей учёного о переливе топлива между ракетными блоками так до сих пор и не осуществлена из-за технических трудностей, связанных с большим количеством магистралей, обусловленных наличием двух компонентов топлива и требующих не только обеспечения герметичности, но и расстыковки в процессе полёта.

Авторы считают, что единственной возможностью реализации этой идеи К.Э. Циолковского является создание унитарного (однобакового) топлива, запуск двигателей на котором требует лазерного зажигания. На топливо, его зажигание и т. д. авторы получили патенты Российской Федерации в 1999 и 2000 гг.