МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЛИКА ФРОНТОВОГО ИСТРЕБИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ВВС РФ

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЛИКА ФРОНТОВОГО ИСТРЕБИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ВВС РФ

© В.И.Барковский, И.И.Вольнов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2004 г.

Технический облик летательного аппарата (ЛА) — это комплексная качественная и количественная характеристика, отражающая наиболее общие признаки рассматриваемого объекта. Для ЛА в качестве таких признаков могут быть:

- основные проектные параметры;

- компоновочная схема, включающая схемы аэродинамической, объемно-массовой и конструктивно-силовой компоновок;

- аэрогазодинамическая схема, определяющая способ управления полетом;

- тип полезной нагрузки, отражающий целевое назначение ЛА.

Процесс формирования технического облика фронтового истребителя (ТОФИ) предполагает задание вектора исходных данных, описывающего совокупность требований технического задания, который определяется на основе анализа задач и условий боевого применения ФИ. Дальнейший подход традиционного решения задачи формирования ТОФИ включает в себя два этапа. На первом этапе оценивается возможность реализации предъявленных тактико-технических требований, характеризуемых параметрами технического, тактического, эксплуатационного уровня и комплексом специальных мероприятий, отражающих ту или иную сторону выбранных направлений повышения боевых возможностей проектируемого ФИ. На втором этапе осуществляется обоснование рациональных параметров ТОФИ на основе критерия «эффективность/стоимость» путем максимизации критерия эффективности в функции исследуемых параметров при условии, что затраты на обеспечение требуемых свойств постоянны и не превышают некоторой заданной величины. При этом предполагается, что затраты всегда достаточны для создания и обеспечения функционирования группировки проектируемых вариантов ФИ, а сама оценка затрат (стоимость жизненного цикла ЛА) осуществляется косвенно — обычно пропорционально взлетной массе.

Такой подход правомочен в том случае, если расходы на группировку выделяются в достаточном количестве и не являются сдерживающим фактором ее развития. Недостаток бюджетных средств на создание авиагруппировки ФИ требуемой эффективности решения боевых задач возможно пополнить путем отчисления части дохода от поставок ФИ на внешний рынок. Однако при этом облик ФИ должен удовлетворять потребности внешнего рынка. Решение этой задачи возможно только на основе специальной методики формирования ТОФИ. В этом случае в основу методики формирования ТОФИ положена оценка выбора рациональных параметров облика по критерию « стоимость — эффективность». При таком методическом подходе рациональным ТОФИ является такой, который обеспечивает минимальные бюджетные расходы на формирование внутренней группировки. Эффективность группировки принимается постоянного уровня не ниже заданной величины. Алгоритм методики объединяет совокупность частных методик и математических моделей, ориентированных на оценку стоимости жизненного цикла ФИ и влияния на нее параметров облика, потребностей внешнего и внутреннего рынка, а также серийности производства.