МЕТОДОЛОГИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ОБЛИКА И УПРАВЛЕНИЯ БЕСПИЛОТНОГО МАНЕВРЕННОГО САМОЛЕТА

МЕТОДОЛОГИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ОБЛИКА И УПРАВЛЕНИЯ БЕСПИЛОТНОГО МАНЕВРЕННОГО САМОЛЕТА

© М.А.Киселев, А.М.Костин, С.В.Левицкий, В.Р.Тюменев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2004 г.

Значительное влияние на эффективность применения перспективного беспилотного маневренного самолета будут оказывать алгоритмы управления им при выполнении возложенных на него задач. Если для пилотируемых аналогов на основе значительного опыта эксплуатации разработана тактика их применения, то для беспилотного самолета этот вопрос на сегодняшний день остается открытым. Опыт математического моделирования в ВВИА им. Н. Е. Жуковского показывает, что оптимальное маневрирование может существенно повысить эффективность маневренного самолета и в значительной степени определяется техническими характеристиками противоборствующих сторон. Следовательно, при разработке концепции беспилотного маневренного самолета важно реализовать совместный выбор параметров самолета и законов управления.

В докладе предлагается подход, позволяющий на этапе предварительного проектирования получить оптимальные значения основных технических параметров беспилотного маневренного самолета, а также синтезировать оптимальные законы управления им. Подход базируется на решении антагонистической матричной игры, в качестве стратегий которой рассматриваются как типовые, так и синтезируемые оптимальные маневры. Формирование оптимальных параметров самолета и законов управления происходит на основе метода многопараметрической динамической оптимизации, основанного на использовании понятий меры и интеграла Лебега и идей прямых вариационных методов.