О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИДЕАЛА У БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

© О.А.Павлова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2004 г.

С творчеством Н. И. Лобачевского, М. В. Остроградского, В. Я. Буняковского, П. Л. Чебышева, А. И. Колмогорова студенты физико-математического факультета сталкиваются на занятиях по математике. Знакомство с педагогической деятельностью этих и других педагогов-математиков на занятиях по педагогике или в рамках спецкурсов не осуществляется, хотя оно способно внести неоценимый вклад в формирование профессионального идеала учителя математики. Правильно сформированный идеал учителя — условие эффективности его самовоспитания.

Влияние личности учителя, ученого, писателя, являющегося для субъекта воздействия значимым, на формирование личности будущего педагога бесспорно и исследовано педагогами и психологами. Однако биография выдающегося человека, его дела и мысли существенны для формирования личности не сами по себе, а как материал для ответа на вопросы, которые каждый вправе ставить пред собой. К вопросам, которые волнуют будущего учителя или молодого специалиста могут быть отнесены следующие: «Каким должен быть учитель, чтобы ученики его любили, уважали?», «Как формируется авторитет учителя?», «Как не потерять авторитет учителя в глазах учеников?», «Как относиться к слабым ученикам?», «Как относиться к сильным ученикам?», «Что является наиболее важным результатом работы учителя?»

Ответы на эти вопросы можно найти, ссылаясь на творчество К.Э. Циолковского-педагога. Для этого необходимо изучить многочисленные архивные документы, связанные с педагогической деятельностью ученого, автобиографии Циолковского, его философские труды, воспоминания родных и близких, бывших учеников Константина Эдуардовича. Обсуждая образ Циолковского-учителя, студентам можно предложить следующие темы.

1. Циолковский — «учитель от Бога». Какой смысл, на ваш взгляд, вкладывается в эти слова? Про какого учителя можно сказать, что он «учитель от Бога»? Чтобы ответить на эти сложные вопросы, проанализируйте: как и почему Циолковский стал учителем? Был ли в вашей жизни учитель, которого вы могли бы назвать «учителем от Бога»? Почему вы так считаете?

2. Как относились к Циолковскому его ученики? За что его любили? Как Константин Эдуардович относился к своим ученикам? Можно ли сказать, что дети относились к учителю так, как он относился к ним? Вспомните своих учителей. Почему, на ваш взгляд, вы относились к данному учителю так, а не иначе?

3. «Учитель человечества» считал, что в человеке необходимо воспитывать чувство «истинного эгоизма или себялюбия». Познакомьтесь со взглядами Циолковского на эгоизм. Согласны ли вы с такой точкой зрения? Обоснуйте свой ответ.

4. Циолковский большое значение придавал «выращиванию» гениев, способных быстро и эффективно «продвинуть человечество вперед», к счастливой жизни. Какие выводы сделал мыслитель, проанализировав биографии выдающихся ученых (Морзе, Фарадея, Гершеля, Уатта…) с точки зрения факторов, формирующих личность (наследственность, среда и воспитание)? Согласны ли вы с его точкой зрения? Подберите несколько примеров из биографий знаменитых педагогов-математиков, позволяющих подтвердить или опровергнуть эту точку зрения. Под влиянием каких факторов сформировалась личность Циолковского?

5. Что такое «школа будущего» в понимании педагога-мыслителя? Какая роль в этой школе отводится математике? Насколько современная школа соответствует построенному Циолковским идеалу? Что из предложенного не нашло отражения в современной школе? Есть ли необходимость вводить в школу «разбор вопросов еще не решенных», таких, как вопросы добра и зла, справедливости, счастья, бессмертия? Какой статус, по мнению педагога-космиста, должно приобрести образование в будущем?

Обсудив эти темы и ответив на поставленные в них вопросы, студенты, несомненно, по праву смогут назвать Циолковского идеальным учителем.

 
 

Ссылки партнёров