ОБРАЩЕННОСТЬ УЧИТЕЛЯ К СВОЕМУ ИСТИННОМУ «Я» КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПОЗИТИВНОЙ ОТКРЫТОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К УЧАЩИМСЯ

ОБРАЩЕННОСТЬ УЧИТЕЛЯ К СВОЕМУ ИСТИННОМУ «Я» КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПОЗИТИВНОЙ ОТКРЫТОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К УЧАЩИМСЯ

© Н.И.Климова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2004 г.

Одним из принципов ненасильственного взаимодействия педагогов с детьми является достижение позитивной открытости по отношению к детям и своей личности. От реализации этого принципа во многом зависит успех педагогического взаимодействия, ибо открытость выполняет своеобразную роль метаустановки, с которой учитель подходит к анализу любого акта взаимодействия.

Достичь позитивной открытости как неотъемлемого признака ненасильственного взаимодействия учителю позволяет соблюдение некоторых условий, одним из которых является его обращенность к своему истинному «я». Именно истинное себялюбие (но не эгоизм) помогает стать более сознательным, независимым и уверенным в себе.

Кто, как не учитель, актуализируя свое «я», сможет позитивно относиться к ученику, к его чувствам, переживаниям, эмпатически понимать и слушать ученика, быть конгруэнтным — уметь оставаться самим собой.

Об истинном себялюбии писал К. Э. Циолковский в работе «Любовь к самому себе или истинное себялюбие», где своей научной этикой он доказывает, что всякое сознательное существо Земли может и должно бороться со своей низкой природой, с окружающим злом и насилием.

Таким образом, учитель может стимулировать тенденцию личности учащегося к самоактуализации, реалистическому представлению о себе, возможности делать выбор, т. е. помогать ученику стать тем, кем он способен стать.