ОБЩИЙ МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ НА ШКОЛЬНОМ ФАКУЛЬТАТИВЕ

ОБЩИЙ МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ НА ШКОЛЬНОМ ФАКУЛЬТАТИВЕ

© А.В.Попов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2004 г.

К.Э. Циолковского (1857-1935) и А.Эйнштейна (1879-1955) можно считать современниками: творчество первого из них частично пришлось на ХХ век, связанный с началом освоения космического пространства, второго — полностью. В истории развития космических идей оба ученых оставили существенные следы: один из них проделал большую работу по описанию условий, в которых будут протекать космические полеты, другой создал теорию относительности явлений, сопутствующих космическим полетам. Весьма осторожное отношение Циолковского к теории Эйнштейна не указывает на консерватизм во взглядах Константина Эдуардовича.

Сегодня теория относительности продолжает интересовать ученых самого различного уровня. Правильно организованное изучение основ этой теории позволит в дальнейшем более квалифицированно дискутировать по ряду ее положений. Предполагаемый общий метод организации проблемного обучения, как сочетание методов организации проблемного изложения и методов организации проблемного обучения на основе методов преподавания и методов учения, удачно используется при решении задач по теме сложения скоростей в теории относительности.

Рассматривая факультативную работу в школе как элемент технологий организации развивающего обучения, ученика следует считать равноправным партнером исследований — субъектом обучения. До сегодняшнего дня традиционные методы обучения (рассказ, беседа, работа с книгой, практические занятия), определяемые по внешним признакам (в основном, по видам деятельности учителя) и классифицируемые по источникам знаний (словесные, наглядные, практические), обслуживали процесс обучения, при котором ученик считался не субъектом действия, а, в основном, объектом педагогического воздействия, призванным лишь выучивать определенный объем знаний и приобретать при этом навыки репродуктивной деятельности.

Идея активизации деятельности ученика путем внесения в учебный процесс тех методов, с помощью которых ученик становится равноправным партнером исследований, все чаще высказывается в педагогической литературе. Функция учителя при этом сводится к координации действий ученика. Конечный вывод на основе состоявшегося исследования делает сам ученик. Наработанный способ действия применяется учеником при решении однотипных задач и определяет «зону ближайшего развития» ученика. В конечном итоге накопленные самим учеником способы действий будут определять его «актуальное развитие».

Среди применяемых приемов педагогической деятельности учителя выделяется дидактический прием – «укрупнение дидактических единиц знаний» (УДЕ). Система вопросов по теме «Сближение и удаление космических объектов» удачно сочетается с УДЕ и отвечает методике развивающего обучения.