ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВЕННЫХ ИДЕАЛОВ В ФИЛОСОФИИ КОСМИЗМА (Н. Ф. ФЕДОРОВ И К. Э. ЦИОЛКОВСКИЙ)

ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВЕННЫХ ИДЕАЛОВ В ФИЛОСОФИИ КОСМИЗМА (Н. Ф. ФЕДОРОВ И К. Э. ЦИОЛКОВСКИЙ)

© В.И.Алексеева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2004 г.

Утопическая, проективная мысль русского космизма в лице ее крупнейших представителей Н. Ф. Федорова и К.Э. Циолковского выработала свои идеалы человека и общества, наметила пути их становления и развития. Взгляды обоих мыслителей отличаются тем, что проблемы антропогенеза и социогенеза не просто тесно взаимосвязаны, но слиты до такой степени, что по существу представляют собой единый комплекс вопросов становления нового человека через осмысление новых общественных задач. В работе рассматриваются принципы формирования общества будущего, проблема соотношения индивидуальных и социальных целей и задач.

Мировоззренческой платформой переустройства общества в трудах Федорова является обновленное христианство, действенное православие. Его идеология, очищенная от условностей церковной деятельности, должна выявить истинное значение промысла Божьего в судьбе человека и служить руководством к активной социальной деятельности. Десакрализация христианского учения о спасении, воскрешении рода человеческого после физической смерти представлена во взглядах Федорова как перенос этого этапа существования человечества в наш земной мир. Мистическая христианская идея спасения преобразуется во всеобщее социальное действие здесь, на Земле. Социальный идеал получает воплощение как реализация идей Божественного промысла, объективирующихся в реальной жизни земного человечества.

Мировоззренческая платформа Циолковского шире. Она предполагает монистический подход, объединяющий философские, научные и религиозные интенции. Очищенные от конкретно-исторических, узко-идеологических ограничений, они выступают как синтез мета-философии, мета-науки, мета-религии. На такой универсальной базе вырастает идеал нового человека, строящего новое общество.

Общественные идеалы Федорова и Циолковского базируются на нескольких общих принципах: принципе коллективности; принципе единства индивидуального человеческого мироощущения и социального действия; принципе тождества индивидуальной нравственности и социальной этики. В частности, принцип коллективности у Федорова выражен в формуле «Не для себя, не для других, но со всеми и для всех» и реализуется в общем деле патрофикации. В обществе Циолковского принцип коллективности проявляется в устремленности человека реализовать свои потребности, способности и идеалы самосовершенствования исключительно на общественной арене. Общество Циолковского одновременно плюралистично и иерархично, реализует различные степени свободы для человека согласно его потребностям и способностям. Эволюция человека земного в гражданина вселенной возможна исключительно на общественной арене; индивидуализм как образ жизни и мышления не имеет исторической перспективы.

Общим в учениях обоих мыслителей является то, что земное локальное общество не сможет выйти за пределы планеты, не сумев реализовать начальную степень социального идеала — всеобщей коллективности, единства социального действия, лишенного сепаратизма всех уровней. Лишь земное общество как первый этап становления психократии (Федоров) и меритократии (Циолковский) в качестве гармоничного целого имеет право на следующий этап своего развития.

Реализованный нравственный идеал является пропуском во вселенную. Для Федорова содержательную часть общественного идеала составляет род, возрождение родственного чувства человека и на этой основе — возрождение предков, становление общества в качестве родового, родственного в буквальном смысле слова. Человеческий род должен предстать во всей своей полноте в качестве единого, лишенного противоречий, сепаратистских целей и задач. Циолковский обосновывает идеал совершенного человека в совершенном обществе. Совершенство человека понимается им как полный расцвет лучших творческих потенций, физических, умственных и нравственных способностей; обретение человеком свойств растения и трансформация на этой базе химико-физиологических связей человека и природы.

В том и в другом учении постулируется возможно более широкое развитие духовных потребностей человека при полном материальном изобилии общества; личностные качества большинства членов общества закладываются в фундамент построения самого общества. Подобный утопический социальный подход имеет немаловажное значение для выбора современным человеком пути перехода от несовершенного социального сущего к совершенному должному. При всей справедливости критического отношения к утопиям, многократно выраженного в различных исторических и философских исследованиях, в построениях русского космизма наличествуют, на наш взгляд, верные подходы к преобразованию человека и общества.