ПРОБЛЕМА ПРЕОБРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО И В УЧЕНИИ ЖИВОЙ ЭТИКИ

ПРОБЛЕМА ПРЕОБРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО И В УЧЕНИИ ЖИВОЙ ЭТИКИ

© Н.В.Башкова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2004 г.

Процесс преображения человека как высшей мыслящей формы Земли имеет в философии космизма универсальное значение и предстает как неизбежный этап эволюции космоса. К. Э. Циолковский и семья Рерихов, авторов Живой Этики, в сотрудничестве с философами Гималайской Общины разработали оригинальные концепции космической эволюции человечества на основе научно-философских и эзотерических источников знания.

1. Констатируя наличие в антропологической структуре мощного животно-эгоистического начала, философы убеждены в ее дальнейшем целостном преображении.

2. Идеалом преображенного человека выступают высшие разумные существа как оплот нравственности и могущества разума в роли сотрудников и сотворцов многомерного космоса.

3. Если в Живой Этике человечество связано узами творения с иерархией высших существ, влияние которых осмысливается как ведущий фактор его исторического развития (отсюда непременное условие преображения – связь с духовным учителем), то в концепции Циолковского земное человечество есть результат стихийного самозарождения жизни и только при благоприятном своем развитии имеет шанс войти в космическое сообщество, иначе оно будет полностью уничтожено.

4. Все философы признают тонко-энергетическую природу человека (у Циолковского на уровне атома-духа). Однако Циолковский считает антропологической основой преображения физическую форму (тело), тогда как философы Живой Этики утверждают многомерность микрокосма и соотносят процесс преображения с сознанием человека как ведущим, причинным началом. Постулируется наличие духовного ядра сознания, через которое осуществляется энергетическая связь с высшими сферами бытия.

5. Циолковский видит будущего человека бесстрастным, но с высоким разумом. В Живой Этике мысль и чувство — два равноправных начала мироздания. Преображение сферы чувств в обеих концепциях мыслится через погашение крайностей их проявления, но в Живой Этике — при духовном их возвышении. Разум должен стать высоконравственным, свободным, проникнутым глубоким познанием космоса, регулирующим течение как психических, так и физиологических процессов в человеке; в Живой Этике его важное свойство – синтетичность, он отождествляется с духовным сердцем. Воля должна быть согласована с Волей Космоса и устремлена к высшим ценностям. Одна из трех версий преобразования физического тела Циолковского (процесс «телепатизации») близка варианту Живой Этики направленностью на энергетическую трансформацию его плотного вещества.

6. Методы преображения Циолковского отличаются внешним характером (искусственный отбор, социальное переустройство и т.п.), в Живой Этике — акцент на внутреннем самосовершенствовании.

7. Предназначение человека — мыслетворчество. Тонко-материальная мысль обладает свойствами всепроникаемости, мгновенности, беспредельности. Преображение человека — альтернативный технике путь достижения им бессмертия, свободного существования в космосе и исполнения своего космического предназначения; в Живой Этике он – единственный.