РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИЙ ПОЛЕТОВ ЗЕМЛЯ-ОРБИТА ОТ ИДЕЙ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО ДО МНОГОРАЗОВЫХ МНОГОЦЕЛЕВЫХ АВИАКОСМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИЙ ПОЛЕТОВ ЗЕМЛЯ-ОРБИТА ОТ ИДЕЙ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО ДО МНОГОРАЗОВЫХ МНОГОЦЕЛЕВЫХ АВИАКОСМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

© А.С.Башилов, М.И.Осин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Пленарное заседание
2004 г.

Рассмотренные в трудах К.Э. Циолковского проблемы полетов на орбиту Земли и обратно воплощаются в современных проектах многоразовых многоцелевых систем. Разрабатываемые с учетом опыта создания орбитального корабля «Буран», эти системы дают возможность с минимальными затратами при взлете с аэродромов обеспечивать все азимутальные старты и оперативно достигать орбит разных наклонений, обслуживать космические аппараты, осуществлять мониторинг земных и орбитальных объектов и спасать экипаж в аварийных ситуациях. Возвращение обеспечивается на любой аэродром первого класса. Используются существующие самые большие в мире транспортные самолеты, трехкомпонентные двигатели, новейшие материалы и технологии. Нет технических причин, препятствующих созданию многоцелевых авиационно-космических систем (МАКС). Орбитальный самолет такой системы может быть универсальным, использоваться как корабль-спасатель и выводиться на орбиту существующими отечественными и зарубежными ракетоносителями. Разгонные ракетные ступени могут быть многоразовыми и использовать крылья и другие авиационные системы для возврата к месту старта. Таковы проекты «Байкал», «Баргузин» и другие.