РОЛЬ ИСТОРИИ НАУКИ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

© Ю.А.Дробышев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2004 г.

В итоговом документе Всемирной конференции «Наука для ХХІ века: новые обязательства» сказано: «Учебные программы в области научного образования должны включать этику науки, а также подготовку по истории, философии и культурным аспектам науки». Реализация этой программы в процессе обучения будущего учителя математики связана, в первую очередь, с историко-математической и историко-методической направленностью их профессиональной подготовки. Новые информационные технологии дают возможность организовать изучение истории науки, сделав упор на самостоятельную работу студентов, связанную с поиском, отбором информации из Internet и ее переработкой. Это способствует интеллектуальному росту, самоутверждению и профессиональному становлению студентов.

Историко-математическую и историко-методическую подготовку студентов с помощью новых информационных технологий необходимо осуществлять по следующим направлениям:

- поиск адресов на основе сайтов, имеющих отношение к историко-математической или историко-методической направленности в подготовке будущего учителя;

- осуществление виртуальных визитов в ведущие научные музеи и библиотеки;

- поиск и отбор информации по истории математики и математического образования с целью использования ее в процессе обучения;

- создание HTML-страниц, Web-серверов и CD-дисков по наиболее актуальным вопросам истории математики и истории математического образования.

Работа с поисковыми системами дает студентам возможность создания списка адресов сайтов, связанных с историей математики и историей математического образования, посвященных научным музеям.

Виртуальные путешествия по научным учреждениям, музеям позволяют познакомиться с историей математики, с наиболее яркими ее представителями. Студенты узнают о математике как о части культуры. Эти знания позволят сформировать в их сознании имидж математики.

Internet-ресурсы технических, исторических музеев могут помочь студентам, школьникам, проявляющим повышенный интерес к истории науки, в определении тем научно-исследовательской работы. Ресурсы научных музеев открывают перед ними возможность познакомиться с трудами знаменитых математиков, с математическими инструментами и историей их происхождения. Такой подход дает возможность показать историю науки не как вереницу формул, определений и теорем, а как увлекательное путешествие по великим книгам вместе со знаменитыми математиками и их идеями в контексте социальной истории человечества.

Зная и оценивая ресурсы и возможности получения информации из Internet, студенты целенаправленно проводят ее поиск и отбор по конкретной тематике. Полученные материалы, пользуясь возможностями компьютера, они могут структурировать, представлять специальным образом, делая их удобными для использования в процессе обучения математике.

Другое направление применения новых информационных технологий в историко-математической и историко-методической подготовке студентов связано с созданием ими HTML-страниц и Web-сервера по освещению различных вопросов истории математики и математического образования. При создании Web-сервера по истории математики или истории методики обучения математике происходит параллельное достижение различных целей профессиональной подготовки будущих учителей математики. Во-первых, при его создании студенты расширяют свои знания о возможностях Internet для получения необходимой профессиональной информации. Во-вторых, осуществляя отбор методических материалов для данного сервера, студенты более детально знакомятся с историей жизни и научным творчеством выдающихся российских математиков и методистов. В-третьих, при использовании электронных библиотек, они, знакомясь с литературой по интересующей их тематике, с одной стороны, приобретают необходимые сведения по истории математики и методике ее преподавания, с другой стороны, в ходе этой работы имеют возможность пополнить фонды библиотек собственными трудами, что является эффективным средством их самореализации. В-четвертых, разрабатывая структуру Web-сервера, будущие учителя углубляют свои знания в области информатики и знакомятся с современными текстовыми и графическими редакторами. В соответствии с собственными интересами, каждый студент получает возможность создать страницу HTML, посвященную тем или иным аспектам использования принципа историзма в обучении учащихся математике.