РОЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПАРТНЕРСТВ В СОЗДАНИИ ЭФФЕКТИВНЫХ ЦЕПОЧЕК ЦЕННОСТИ КОСМИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА

РОЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПАРТНЕРСТВ В СОЗДАНИИ ЭФФЕКТИВНЫХ ЦЕПОЧЕК ЦЕННОСТИ КОСМИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА

© М.А.Бек, Н.Н.Бек
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы космического производства"
2004 г.

Каждый продукт, в том числе продукт космического производства, должен пройти длинный путь к конечным потребителям. В стратегическом менеджменте этот путь принято описывать разветвленными цепями снабжения и цепочками ценности, совместный анализ которых позволяет судить о том, в какой мере удается обеспечить эффективность, характеризуемую превышением получаемых результатов над издержками. Цепи снабжения описывают процессы превращения исходных ресурсов (включая сырье, материалы, информацию) в конечный продукт, а цепочки ценности – процесс создания дополнительной ценности для конечных потребителей. Эффективность производства определяется не только качеством используемых идей, технологий, оборудования, материальных и трудовых ресурсов, но и согласованностью действий всех звеньев и элементов, необходимых для создания ценностей и их доведения до конкретных целевых сегментов рынка, платёжеспособный спрос на которых позволяет обеспечить безубыточность и необходимую рентабельность производства.

Реализация отдельных проектов создания космических производств может иметь важное научно-техническое значение. Но до тех пор, пока эти производства не станут составными частями единых сетей, ориентированных на конкретных потребителей, трудно рассчитывать на получение коммерческого эффекта даже от выдающихся достижений. Осуществление научно-технических проектов по производству в космическом пространстве уникальной продукции вполне по силам отдельным организациям аэрокосмической промышленности с использованием имеющейся кооперации. Но при этом создаются лишь отдельные фрагменты цепей снабжения и цепочек ценности. Их объединение в эффективные сети, в которые будут вовлечены и потенциальные потребители, требует, по мнению авторов, совместных усилий многих организаций разных отраслей промышленности. Во многих случаях от потребителей могут потребоваться немалые усилия по переключению на использование продукции космических производств, затраты на которые оправданы лишь при условии развития стратегических партнерств и альянсов между заинтересованными организациями. Опыт коммерциализации многих инновационных достижений (в частности, в области космической связи) свидетельствует о том, что инвестиции в завершающие звенья цепочек ценности, непосредственно связанные с конечными потребителями, зачастую оказываются наиболее важными для успеха и эффективными в коммерческом плане.

Отмечается большое значение государственного участия в развитии стратегических партнерств, направленных на эффективное использование инновационного потенциала создания конкурентоспособных космических производств.