РУССКИЙ КОСМИЗМ И НООСФЕРНОЕ МЫШЛЕНИЕ (НООСФЕРА ПРОТИВ БИОСФЕРЫ)

РУССКИЙ КОСМИЗМ И НООСФЕРНОЕ МЫШЛЕНИЕ (НООСФЕРА ПРОТИВ БИОСФЕРЫ)

© Л.В.Фесенкова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2004 г.

1. Ноосферное мышление характеризуется убеждением в способности человека управлять природой, верой в безграничные возможности человеческого разума и ориентацией на человека ноосферы (человека будущего), способного преобразовать природу (и самого себя) в соответствии с требованиями своего разума. Такая вера составляет типичную черту всего русского космизма. Считается, что научное обоснование эта вера получила в работах В. И. Вернадского, в его учении о ноосфере.

2. Представления о ноосфере базируются на 3-х биогеохимических принципах. С их помощью Вернадский формулирует закон агрессии живого вещества, показателем которой является скорость размножения живого (способ измерения — через размножение конкретных видов: от бактерий до слонов). Эта агрессия неизбежно приведет всю природу к гибели. И только появление человека, способного к разумному управлению природой, должно остановить этот процесс, поскольку научная мысль, по Вернадскому, является геологической силой. Иначе говоря, разум вписан в природу и предстоит как закономерный этап ее эволюции.

3. Так, в учении о ноосфере человек выступает как Творец. Он преобразует не только окружающую природу, но и самого себя: в процессе ноосферогенеза человек изменит тип питания, превратившись из гетеротрофа в автотрофа (питание по типу зеленых растений) и создаст совершенное общество. Ноосфера — это гармония природы и человека. Ноосферное общество — это идеальное общество будущего.

4. Однако эти представления находятся в вопиющем противоречии с другими представлениями Вернадского — со всей системой его научных взглядов о биосфере как организованной системе, основанной на жесткой зависимости (взаимосвязи) всех ее элементов, одним из которых является человек. Автотрофность человечества неизбежно разрушит налаженные процессы, имеющие системный характер и всю биосферу как целесообразно действующую организованную систему закономерных связей. Сам Вернадский писал о том, что если бы автотрофы не служили пищею другим организмам, то их количество сделалось бы невероятным, они заполнили бы собой весь океан, всю воду, т. е. изменение гетеротрофного типа питания на автотрофное приведет к уничтожению системных связей биосферы в целом.

Так сама идея ноосферы противоречит биосферным представлениям Вернадского, которые принесли ему мировую славу.

5. Русский космизм, считая учение о ноосфере научным обоснованием своих представлений о возможностях Разума, ориентируется лишь на одну (достаточно противоречивую и утопическую по своему характеру) сторону учения Вернадского. Собственно же научные работы Вернадского, прославившие его имя (активная созидательная роль живого вещества в биосфере, представления об организованности природы, о биогеохимических циклах элементов, лежащих в основании его учения о биосфере), которые сегодня являются неотъемлемым элементом наших представлений о природе, остаются вне поля зрения современных русских космистов.

Исходя из всего сказанного, можно заключить, что дальнейшее развитие учений русского космизма может происходить двумя путями:

1) либо соотношение представления о человеке и его возможностях с данными современной науки, которая рассматривает человека как элемент системно организованной целостности — биосферы, с которой он неразрывно связан;

2) либо продолжение традиции конструирования утопических проектов, в основе которой лежит представление о безграничных возможностях человеческого разума, не ограниченного никакими законами природы — традицию, восходящую к эпохе Возрождения и выпадающую сегодня из сферы научных представлений.

В последнем случае ориентация на науку заменяется на историко-культурные предпочтения.