СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ АВИАЦИОННОЙ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ АВИАЦИОННОЙ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

© О.М.Алифанов, В.П.Соколов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2004 г.

Известно, что К. Э. Циолковский огромное значение придавал процессу образования. Основным механизмом, определяющим сегодня переход от кадрового обеспечения к кадровому и учебно-научному сопровождению, является интеграция научно-производственных центров и учебно-научных учреждений, обеспечивающая совместное использование интеллектуальной собственности в целях повышения эффективности образовательного процесса и научных исследований. В современных экономических условиях возникли новые особенности подготовки инженерных кадров для авиационных и ракетно-космических предприятий, которые вносят существенные изменения в характер работы технических университетов. Требуется не массовая, а индивидуальная целевая подготовка специалистов для конкретных подразделений конкретных предприятий и научных организаций, сокращение сроков адаптации молодых специалистов к условиям конкретного производства. Усиление индивидуализации подготовки обусловливает коренное изменение самого учебного процесса и требует усиления взаимодействия ВУЗа с предприятиями, как в учебном процессе, так и в решении производственных и научных задач. Кроме того, индивидуализированный подход к целевой подготовке кадров требует привлечения значительных дополнительных средств для организации учебного процесса, концентрации дополнительных внебюджетных средств университетов и заинтересованных предприятий и обеспечения многоканальности финансирования совместной учебно-научной работы. В этих условиях целесообразным является использование новых принципов планирования и организации учебного процесса, основанных на гарантированном достижении конечных целей и соответствующем обеспечении всех этапов непрерывного образования: довузовского, вузовского и послевузовского. Важнейшим направлением становится прогнозирование и планирование потребностей в обеспечении квалифицированными кадрами всех уровней подготовки для восстановления и совершенствования системы подготовки и переподготовки специалистов при эффективном взаимодействии аэрокосмических университетов и предприятий. Усложнение объектов, технических и технологических систем, обострение конкурентной борьбы настоятельно требуют изменения стратегии и тактики кадрового сопровождения прежде всего оборонных программ и проектов (научно-исследовательских, проектно-конструкторских и производственных), применения эффективной системы непрерывной профессиональной подготовки.

В условиях ограниченных финансовых, кадровых и материальных ресурсов необходимо создание структуры, объединяющей усилия и ресурсы ВУЗов Министерства образования и науки РФ и предприятий авиационной и ракетно-космической промышленности для реализации целевых образовательных программ в области критических технологий. Создание такой структуры, учрежденной Росавиакосмосом (в настоящее время — Федеральное космическое агентство), ведущими предприятиями авиационной и ракетно-космической промышленности и аэрокосмическими вузами страны — Некоммерческого партнерства «Российский учебно-научно-инновационный комплекс авиакосмической промышленности», одобрено Правительством РФ и прошло государственную регистрацию.