СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ОДАРЕННОСТИ, СПОСОБНОСТЕЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

© Т.Г.Полтавец
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2004 г.

В системе дополнительного образования детей (СДОД) ежегодно проводятся многочисленные соревнования (интеллектуальные, музыкальные, спортивные и др.), позволяющие выявлять детей с выдающимися способностями. Причем, такая работа ведется по всей иерархии СДОД, начиная с кружка и клуба и заканчивая федеральным уровнем.

Рассмотрев различные мнения в учебно-методическом пособии (Полтавец Г. А., Никулин С. К., Ловецкий Г. И., Полтавец Т. Г. Системный подход к научно-техническому творчеству учащихся: проблемы организации и управления. М., 2003), решено было остановиться на этимологическом значении слов «дар» и «одаренность» и попытаться составить перечень определенных качеств — особенностей развития организма, его возможностей, способностей, позволяющих характеризовать такое понятие как дар.

1. Психологический тип, характеризуемый особенностями нервной системы.

2. Физиологические особенности (рост, костяк и мышечный строй, время запаздывания реакции, близорукость, отдельные болезни или предрасположенности к ним, вплоть до тяжелых наследственных заболеваний и т. п.)

3. Информационные особенности, зависящие от психофизиологических возможностей «датчиков» организма (слух, зрение, тактильные или иные ощущения) и от способностей мозга обрабатывать информацию.

4. Врожденное чувство системности и синергизма, планирование деятельности.

5. Мотивационные способности.

6. Способность к саморазвитию, самовоспитанию, самовыражению.

7. Познавательная активность, любознательность.

8. Способности к языкам, к их глубокому пониманию.

9. Поведенческие возможности, определяющие морально-нравственные установки, трудолюбие.

10. Эмоциональная сфера, связанная с типом психики и нравственностью.

11. Соревновательный дух, стремление к соперничеству и лидерству, вкус к победам.

12. Нераскрытые в настоящее время наукой запредельные (необычные) способности человека.

По мере появления в педагогике и психологии новых (прежде всего экспериментальных) данных, настоящий перечень может быть расширен.

Чтобы природная одаренность перешла в ранг способностей, необходимы внутренние усилия и внешние условия, потребности общества. Еще больше требуется для творческого использования способностей и возведения их в категорию талантливости. Талант — это сочетание природного дара и трудолюбия, в значительной степени зависящее от мотивации к определенной деятельности. Такой подход известен из высказываний выдающихся ученых. Так, Д. И. Менделеев на трудолюбие, на «черную» работу отводил порядка 95% успеха.

Гениальность традиционно определяют как особую степень талантливости, которая способна привести к высоким революционным достижениям в области науки и техники. То есть гений — это талант, давший миру высочайшие результаты, часто опережающие естественный ход науки. Проявление гениальности в существенной степени зависит от внешних условий. К ним, прежде всего, следует отнести степень подготовки научной базы, силу проблемных противоречий и уровень общественных потребностей, готовность принять то или иное открытие.

Выводы. Предложена последовательная схема взаимосвязей между одаренностью, способностями и творчеством. В схеме выделены блоки «Задатки природы», «Развитие способностей», «Творчество в различных областях знаний». В частности, блок «Развитие способностей» включает в себя способы диагностики, развития и творчества, которые создают и используют педагоги, психологи и сам обучаемый, становясь Личностью. Это лишний раз подтверждает этимологию термина «способности».

От редактора:

По нашему мнению, просчитать гениальность невозможно. Ярчайший пример гения – К. Э. Циолковский, хотя уровень общественных потребностей на период написания им научных трудов, готовность общества принять его идеи были недостаточны. Циолковский жил впереди своего века, как, наверное, любой гений. Гениальность человека возрастает по мере продвижения человечества вперед. По достоинству ее могут оценить только потомки.