СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПИЛОТИРУЕМЫХ МЕЖПЛАНЕТНЫХ ПОЛЕТОВ

© С.В.Александров
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Симпозиум
2004 г.

Хорошо известно, что техническая возможность пилотируемых полетов к ближайшим планетам Солнечной системы существует уже не менее 30 лет. Однако, несмотря на обильные рассуждения на эту тему и неоднократные широко разрекламированные начала соответствующих практических работ, эти возможности так и остаются потенциальными. Есть основания полагать, что и нынешняя вспышка интереса к скорейшему осуществлению пилотируемого полета на Марс может погаснуть, так и не вылившись в сам полет.

Задачей истории космонавтики и — шире — истории и философии науки и техники является не только выявление причин сложившегося положения, но и выработка научных рекомендаций по его изменению.

Характерной особенностью программ пилотируемых межпланетных полетов является колоссальный объем материальных ресурсов и высоко квалифицированного человеческого труда, необходимый для их осуществления. Тот факт, что процесс реализации таких проектов растянут во времени, несколько ослабляет их ресурсную напряженность, но делает программы крайне зависимыми от экономического состояния общества и, в еще большей степени, от политических процессов в обществе. Как показала практика, средняя длительность реализации программы межпланетного пилотируемого полета больше продолжительности устойчивой политической ситуации, что до сих пор всегда приводило к печальным для космонавтики последствиям.

Из истории межпланетных пилотируемых (как и других широкомасштабных космических) программ следует, что для их успешной реализации необходимо ставить цели, важность которых осознает существенная часть общества. В свою очередь, это означает, что реализация таких программ должна существенно менять (предполагается — улучшать) жизнь значительной части Человечества.

С сожалением приходится констатировать, что, если для космонавтики в целом такие цели были определены К. Э. Циолковским (обеспечение бесконечно долгого существования Человечества независимо от внешних природных условий), то для отдельных космических программ они либо не определяются вообще, либо остаются неизвестными даже многим непосредственным участникам этих работ.

В этой связи концентрация усилий предприятий космической и смежных отраслей на осуществлении ОДНОГО пилотируемого полета на Марс представляется не только необоснованной, но и вредной для дальнейшего существования самих этих отраслей. Создание техники для межпланетных пилотируемых полетов должно быть органично включено в программу комплексного освоения космического пространства для его хозяйственного использования в интересах улучшения (а на современном этапе — хотя бы сохранения) жизни на Земле.