СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КОНТИНГЕНТА ДЛЯ ЭКСПЕДИЦИЙ НА МАРС

© А.Н.Бабкин, О.С.Цыганков, Г.А.Полтавец
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2004 г.

Когда-то К. Э. Циолковский восторгался возможностью высадки в будущем человека на Марс. Прошли годы, и задача высадки человека на поверхность Марса начинает приобретать реальную почву. Эта задача грандиозна по масштабу и количеству проблем, которые в связи с этим предстоит решить. Такая экспедиция будет проходить в условиях дефицита ресурса массы, полезного жилого объема, минимален будет и состав экипажа. «Марсонавты» будут испытывать трудно прогнозируемые по сути и длительные по продолжительности воздействия психофизиологические нагрузки, что, видимо, потребует привлечение, в числе других, нетрадиционных методов и психологической подготовки.

Первые полеты к красной планете предполагается совершать силами немногочисленного экипажа от 3 до 6 человек. Поэтому при формировании экипажа невозможно обойтись без многократного совмещения специальностей. Контингент претендентов в экспедицию должен обладать уникальным профобразованием. Например, экспедиция «Аполлон-17» по научным результатом превзошла чуть ли не все предыдущие экспедиции на Луну по программе «Аполлон» вместе взятые, благодаря участию опытного геолога – профессионала.

При отборе и подготовке членов экипажа следует исходить из того постулата, что человечество для этой миссии должно их целенаправленно вырастить и воспитать со школьных лет. Представляется, что путь подготовки таких экипажей лежит через создание государственных или международных (под эгидой ООН) образовательных программ по базовым дисциплинам в объеме, соответствующем высшему образованию. Вместе с тем у кандидатов в «марсонавты» обязательно должен иметься опыт практической работы, например, полевая изыскательская практика, лабораторная практика, клиническая практика и т. п. Представляется целесообразным совмещать следующие специальности, которые должен получить каждый кандидат в члены экипажа:

1) геофизик, геохимик, геолог, планетолог;

2) биофизик, биохимик, биолог, врач;

3) инженер-физик, электронщик, электрик, механик;

4) пилот, навигатор, бортинженер.

Такое образование должно стать делом жизни для тех, кто решит посвятить себя этой миссии. Важным моментом является формирование через систему образования в массе людей общественного мнения о пользе марсианской экспедиции.

Парадоксальным является тот факт, что образование контингента для марсианских экспедиций в большей степени должно готовить к неизвестности, а точнее — к правильным действиям в полностью автономных условиях межпланетного перелета и пребывания на поверхности. Успех десанта, возможно, будет зависеть не только от объема энциклопедических знаний членов экипажа, но и от способностей развитого интуитивного поиска в экстремальных условиях. «Марсонавт», как профессионал в своих областях, при необходимости, должен принимать решения об изменении направления и программы исследований с целью их оптимизации, возможно, даже без согласования с Землей.

Результаты специальных программ подобного образования, несомненно, будут востребованы и в других видах исследовательской деятельности на Земле и в глубинах океана.