ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЛИК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВОЙ ДЕСАНТНОЙ ГРУППЫ ЗЕМЛЯН НА ПОВЕРХНОСТИ МАРСА

© О.С.Цыганков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Симпозиум
2004 г.

Начало третьего тысячелетия отмечено всплеском интереса мирового сообщества к Марсу. Не взирая на успехи в дистанционном исследовании Марса, на достижения в непосредственном исследовании поверхности автоматическими посадочными аппаратами, человечество вряд ли откажется от пилотируемой экспедиции на Марс.

В этом направлении ведется разработка концепций и аванпроектов, проводятся даже макетные и экспериментальные работы.

В докладе предлагается эскиз сценария и анализируются технологические аспекты деятельности на поверхности Марса десантной группы экипажа первой пилотируемой экспедиции.

Исследовательская результативность десантной операции во многом будет обусловлена психофизиологическим состоянием космонавтов после длительного пребывания в невесомости в период перелета. Только достаточно полное и заблаговременное представление об уровне работоспособности человека в марсианских условиях позволит планировать его действия и прогнозировать их результат.

В отечественной космонавтике накоплен многолетний опыт технического, методического и медицинского обеспечения внекорабельной деятельности (ВКД), что является основанием для разработки теоретических рекомендаций по реализации ВКД на поверхности Марса. Наряду с этим, в работе дается описание экспериментального подхода к прогнозированию продуктивности действий членов десантной группы. Это — эксперимент по оценке двигательной активности человека, снаряженного в скафандр, в условиях моделирования 0,38g обезвешиванием после цикла антиортостатической гипокинезии (АНОГ). Вторым шагом в этой методе должен стать эксперимент с участием космонавтов после длительного полета на МКС, как это практиковалось при подготовке пилотов для «Бурана».

Результаты этих экспериментов могут быть определяющими при решении одного из ключевых вопросов конструкции экспедиционного комплекса — об отсутствии или наличии необходимости искусственной силы тяжести в процессе перелета Земля-Марс-Земля.

Еще одно направление — это экспериментальное подтверждение оценки ветровых нагрузок на скафандр, предварительно определенных расчетным путем, оценка возможности поддержания вертикального положения тела, а также выработка требований к составу и облику инструментов, оборудования и мн. др.

Опережающие исследования в интересах пилотируемой экспедиции на Марс становятся приоритетными. Именно поэтому важно расширение участия России в международных программах этого направления.